Независимая еженедельная газета "Англия", выходящая на русском языке в Великобритании, в разделе "Наши на острове" опубликовала статью о староверах-поморцах, которые организовали в Великобритании свою общину.
Лондонские древлеправославные христиане
Понять, зачем было обрекать себя на смерть и царскую немилость, а также, чем староверы отличаются от прочих христиан, почему люди сегодня выбирают «старую веру», мне помогла личная встреча с Татьяной Колосовой-Переста, публицистом, исследователем и координатором британской общины староверов. Татьяна Георгиевна взяла на себя миссию сохранить древлеправославную веру предков и открыть с другими активистами в Лондоне свой храм. В марте этого года уже состоялось первое крещение на территории Англии. Пока у общины нет своего помещения для храма, ведутся его активные поиски, но несмотря на это, уже сейчас в староверской общине активно принимают заявки на церковные таинства и происходят богослужения.
Татьяна Георгиевна заражает своим интересом к раскольникам, ведь их, действительно, было за что уважать. Противники Никона остались верны древним церковным обрядам, которые пришли с крещением Руси. «Мы храним древлеправославную веру, которую нам принес князь Владимир. Все наше православие существовало на этой базе до середины XVII века, до патриарха Никона. Это был Алексеевский период, когда царь и его окружение начали государственные реформы, и началось все с церкви. Одной из главных реформ стало крещение не двумя перстами, а тремя. Восьмиконечный крест заменили четырехугольным. Были внесены изменения также в богослуженческое пение. Стали иначе писать имя сына божего «Иисус» вместо «Исус»», – рассказывает Татьяна Колосова-Переста.
Два года назад наша героиня оформила свои двадцатилетние исследования о старообрядчестве и роде Колосовых в книгу «Москвино за нами», которую назвала в честь родной деревни. До переезда в Британию Татьяна Георгиевна преподавала английский язык в латвийском городе Прейли, занималась общественной работой, работала в доме культуры и творчества, активно участвовала в жизни староверских общин, редактировала газету, горожане даже называли ее неофициальным мэром латвийского Прейли. По ее инициативе было создано Славянское культурно-просветительское общество.
«Неприятие реформы Никона середины XVII века называют прообразом революции 1917 с последующей гражданской войной. Было то же самое: люди убегали из государства, потому что на них начались гонения, людей уничтожали, брат шел на брата, отец – на сына. Даже Александр Солженицын писал, что действия царя и Никона стали «великим церковным преступлением, с которого началась гибель России», – рассказала Татьяна Колосова.
Существуют много споров, чем термин «староверы» отличаются от термина «старообрядцы». Некоторые даже заявляют, что стоит отказаться от использования термина «старовер», ибо никакой «старой веры» нет, а есть следование древним (дониконианским) обрядам, которые современной Русской Православной Церковью признаются «равноспасительными», а их последователи именуются «старообрядцами». Так исторически сложилось, что сами раскольники разделились на несколько течений. Татьяна Колсова-Переста, как и ее предки, примкнула к одному из самых крупных течений – поморской беспоповской древлеправославной вере. Обряд крещения она прошла в более чем сознательном возрасте – в 35 лет. Она выбрала этот путь, погрузившись в исследования веры, от которой не оступились ее родные.
Гордость за предков
О поморцах Татьяна говорит с искренним восхищением. Слушая ее, все больше начинаешь уважать этих людей за твердость характера и сохранение запретной веры. Многие представители самых известных купеческих родов Морозовых, Мамонтовых, Кузнецовых были потомками раскольников. Их трудолюбие передавалось из поколения в поколение, ведь за веру нужно было платить двойной оброк царю. «Кстати, у Морозовых есть связь с Англией, они ездили сюда и учиться, и лечиться, наладили контакты, покупали здесь оборудование, модернизируя тем самым свои предприятия, привозили отсюда работников. Скажем, футбол в Подмосковье появился благодаря этой связи с Англией. Приехавшие из Англии рабочие показали, как можно с пользой и интересом проводить свободное время, научив местных играть в футбол».
Про других же староверов-трудоголиков Татьяна Георгиевна рассказала, что бежав после раскола, они уходили в непроходимые леса, которые расчищали кусочек за кусочком, сначала для дома, потом для огорода. Они уходили в бурлачества, работали на фабриках и заводах. Часто муж уезжал на заработки, обычно зимой, а жена оставалась хозяйкой в доме, а дел у нее было много. В конце XIX века в нормальной старообрядческой семье было от 3-х до 7-9 детей. Трудолюбие прививали с младенческих лет. Многие семьи были зажиточными (их потом раскулачили) именно потому, что не они веселились. Даже гармошка пришла в староверческие семьи только в 1950-е годы – первых гармонистов из староверов чуть ли не отступниками называли».
Отменное здоровье староверов – признанный факт. «Староверы постоянно молились, постились, им было запрещено курить, пить, они вели здоровый образ жизни. И представьте, если такое здоровье передавать из поколения в поколение? – говорит Татьяна Колосова-Переста.
– Почему важно изучать свою родословную? Потому, что какое здоровье было у ваших предков, такое наследство получите вы. Какое было здоровье у вашего предка 5 поколений назад, такое будет у вас – то есть родителей ваших прапрабабушек и дедушек. Опять же, если посмотреть, чем занимались ваши предки, какие выбирали профессии. Это может помочь для выбора жизненного пути. Это закономерно, потому что мы являемся маленьким звеном целого поколения, которое было до нас и будет после нас. Мы – это мостик из прошлого в будущее».
Назад к истинной вере
Сама Татьяна Колосова происходит из очень религиозной старообрядческой семьи. Ее предки поселились на латгальской земле три столетия назад. На земле прапрадеда Наума Ульяновича Колосова в 1887 году была построена вторая Москвинская моленная, и его дважды избирали духовным наставником об-щины. Он, кстати, прожил до 115 лет. Но так случилось, что отец Татьяны Георгиевны в послевоенное время был отправлен по этапу до Дальнего Востока, где он и встретил свою будущую супругу и мать нашей героини. Только когда старшей дочери Тане исполнилось 6 лет, отец привез свою жену и еще двоих детей на родину, в Латвию. Это было в 60 годах ХХ века. Какие-то старообрядческие привычки соблюдались сначала в семье родителей Колосовой, а потом и в ее собственной. Например, персональная посуда для каждого члена семьи. «Я свою кружку даже мыть другому человеку не разрешаю», – смеется она.
Староверы в Британии Татьяна приехала в Великобританию в 2005, когда нашла по интернету вакансию социального работника в Северном Уэльсе. Когда уезжала, единомышленники дали задание: объединить староверов Британии.
Это и случилось со временем. Пока она жила и работала в Уэльсе создавать общину было трудно, но с переездом в Лондон все изменилось: «Староверов здесь всегда хватало, но они не были организованы, здесь никогда не бы-ло общины. В Манчестере я в православном храме встретила старовера, который долгое время молился дома, а потом пришел в церковь, чтобы не забыть язык. Мой дядя тоже жил недалеко от Манчестера, но мы с ним не успели встретиться. Я давала объявления в газетах, социальных сетях, люди откликались».
В Лондоне она продолжает заниматься исследовательской деятельностью. Сейчас она работает над статьей о колоколе, который звонит в латвийском Москвино. Оказалось, что этот колокол приехал из Подмосковья, и под ним венчался Павел Третьяков (собиратель картин и основатель знаменитой галереи) с Верой Мамонтовой.
«Я очень богатая женщина, потому что у меня есть и родина и отечество. Родина – это Дальний Восток, где я родилась, а отечество – это земля моих отцов, деревня Москвино (по-латышски звучит как «Масковиня», если перевести, то получается «маленькая Москва»), – говорит она.
Татьяна считает себя счастливой еще и потому, что сейчас она живет в той среде, которую изучала сама много лет, преподавая язык Байрона и Шекспира латвийским детям. В октябре состоится официальное провозглашение общины. Ожидается, что древлеправославная поморская церковь Великобритании и Ирландии с центром в Лондоне также откроется в октябре. Анастасия Байда Англия, 2010, 9 июля |