Главная » 2010 » Февраль » 23 » Взгляд со стороны: Марданова Д.З. Рецензия на журнал "Неопалимая Купина" (2009, № 3)
20:48
Взгляд со стороны: Марданова Д.З. Рецензия на журнал "Неопалимая Купина" (2009, № 3)
Несколько неожиданный материал получил сегодня наш сайт - взгляд внешнего на старообрядческий журнал "Неопалимая Купина".  Рецензия на третий номер журнала написана студенткой Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Динарой Мардановой. Приятно, что и внешние проявляют интерес к старообрядческой периодике, интересен и то, что рецензия - это взгляд молодой девушки на журнал, издающийся, прежде всего, для молодых.  Может быть, не всегда этот взгляд верен, не всегда замечает самое главное, но он, безусловно, интересен.
 
Неопалимая купина. - М.- №3, 2009.

В старообрядческом мире в конце 2009 года произошло долгожданное событие: появился третий выпуск журнала «Неопалимая купина». Это события произошло благодаря стараниям нескольких человек во главе с Сергеем Аветяном, который является главным редактором журнала и одним из его авторов.

Начиная с выпуска первого номера, за судьбой журнала пристально следят верующие. На старообрядческих форумах (например, "Самарское староверие" -  кто-то со скепсисом и улыбкой говорит, что подобные попытки уже не раз предпринимались (украинский журнал "Белая Криница", нижегородский - "Община") и ни одна из них не увенчалась успехом. Другие, напротив, хвалят и поддерживают это начинание. Так или иначе, из 990 выпущенных экземпляров сейчас уже сложно найти новый выпуск для себя. Что это означает? Что многим это интересно и важно.

Журнал «Неопалимая купина» рассчитан на верующих старообрядцев и всех интересующихся старообрядчеством, его целью является научить, просветить, объяснить, заставить задуматься и действовать. С. Аветян в обращении к читателям говорит, что нельзя «спать спокойно», когда постепенно забывается то, что соблюдали отцы и деды. Он взывает к верующим: «Проснитесь! Верные, в нашем доме пожар! Пожар, возгоревшийся не от излишней горячности и ревности, а пожар, попущенный по хладности наших сердец и оскудению в вере!» 
Идея-призыв не быть равнодушными появляется в первой статье номера, в отрывке из беседы о статуях Святителя Иоанна Златоуста. Он говорит: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди и сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся...Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ».
 
Следуя просветительской задаче, статья «Об иконе» знакомит читателя с тем, как верующий должен понимать значение иконы. В отличие от «новообрядной» церкви, староверы не приемлют печатных икон. Для молитвенного почитания всегда было принято использовать образ, сотворенный живописцем, литейщиком или резчиком. Образ – это не просто скопированное изображение, в нем проявляется сущность святого. «Образ-икона – не имитация, не символ, а реальность». Но чтобы образ проявился, человек, творящий икону, должен ее прочувствовать, пережить, иначе нельзя.
 
«Посему, что говорили отцы наши, то говорим и мы» ( Василий Великий (330—379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов). Автор статьи опасается, что использование печатных икон, которые все чаще появляются в домах староверов, может стать причиной «изменения самосознания христиан и указывает на небрежение, появившееся у многих в отношении свято хранимым отеческим традициям». Опасения о «правильности» икон высказывает автор другой статьи. Он говорит, что иногда верующие заказывают иконы у «новообрядных» иконописцев, которые, зная иконописную традицию, однако бывают «не внимательны к частностям» и могут, например, вместо Исус написать Иисус. В результате «неправильные иконы» появляются в домах, а христиане на них молятся.

В истории старообрядчества было много тяжелых периодов, когда храмы закрывались, священники разгонялись. Вследствие этого сложилась традиция оборудования специального места для молений в доме. Сегодня, когда люди отдаленных регионов по-прежнему не имеют возможности посещать церковную службу, эта традиция сохраняется. В статье «Вдали от храма» автор подробно рассказывает о том, как обустроить помещение для молитвы в домашних условиях, какие молитвы и когда читать, по каким книгам проводить службу. Автор объясняет, как сделать так, чтобы, используя «любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному». Однако, добавляет автор, не во всех случаях человек может обойтись своими силами, при венчании или причащении, необходимо пригласить священника или съездить в храм.

Переступая порог храма, человек оказывается в «доме Божьем». Верующий общается с богом через молитву, но молиться можно и дома. Да, можно, но только в храме человек «стоит на молитве, как свеча перед образом», как считает автор статьи, посвященной истории развития храмовой архитектуры в России. Он пишет, что храм в это время становится воплощением неба на земле, а человек в какой бы точке храма он ни находился, оказывается в «центре Вселенной и предстоит Богу». Все пространство храма помогает человеку сосредоточиться в созерцании «горнего неба». Можно сказать, что «храмовое пространство формируется молитвой, и наоборот, оно само определяет характер молитвы». Но не любой храм способен стать «небом», он должен быть построен в согласии с традицией. Для того чтобы найти «правильный храм» автор обращается к истории храмовой архитектуры в России, начиная с Византии и Древней Руси, через романтизм, историзм, готику, барокко и эклектику - смешение стилей.

Эта статья будет интересна не только староверам, но и представителям других религий. В ней развитие храмовой архитектуры рассматривается через призму исторических событий, то есть автор анализирует как те или иные события повлияли на изменение архитектурного стиля и моды.

Важное место в номере занимает тема крещения. Как крестить дома? Что для этого нужно? Мало кто знает, что крестить в «обычной ванне, присоединенной к городской канализации недопустимо», а в пластиковой ванночке можно. Причина в том, что крещенская вода «должна быть вылита в непопираемое место», каким сложно назвать сточные каналы.

В другой статье «Записки новоначального» молодой человек рассказывает о своих впечатлениях о крещении в храме. Также в этом номере напечатаны несколько рассказов о «новообращении», когда к «истинной староверческой вере» приходят люди из других религий или неверующие.

Статья «О крещении еретиков» дает подробное разъяснение, что делать, если человек пришел из «никонианской ереси», когда нужно его «перекрещивать», а когда нет. Автор разъясняет необходимость крещения погружением на основании правил Шестого Вселенского Трулльского Собора, Неокесарийского Собора, Соборного изложения. Неправильное крещение может стать причиной многих бед, к примеру, неправильно крещенный человек может стать священником или епископом – тогда погибнет не только его душа, но и души людей от него зависящих. Эта статья, хотя и снабжена подробными описаниями, но неподготовленному человеку, готовящемуся к крещению «никонианину», она может показаться непонятной. Поэтому, чтобы разъяснить сложные моменты, на полях даны заметки-комментарии. Некоторые статьи, помимо этих заметок, снабжены подробными комментариями.

Слово "старовер" у многих ассоциируется с образом сурового мужчины с бородой. Этот стереотип возник давно и сохраняется до сих пор. Всем известно, что староверы очень обстоятельные, требовательные к себе и другим, люди. В статье «По-христиански», написанной почти сто лет назад и по-прежнему актуальной, автор критикует староверов за то, что они привыкнув слушать о себе лишь лестные высказывания, порой забывают о своих недостатках, например, не слышат критики, когда она есть. Автор считает, что критика «полезна! Критика заставляет наш ум стремиться…».

Эти слова наталкивают на некоторые критические замечания к редакции. Сейчас, когда журнал еще находится на стадии становления и доработки, хочется обратить внимание на некоторую нелогичность в расположении статей, сейчас журнал можно разделить на два больших раздела: первый – это просветительские, богословские статьи об иконописи, храмах, крещении – они достаточно насыщенные по содержанию и информации; второй раздел – это «общинные» статьи, в которых верующие делятся личным опытом по созданию воскресной школы в Суздале, строительстве храма, поездке Новосибирского Старообрядческого хора в Польшу. В результате при чтении в начале возникает перенасыщение информацией, даже возникает желание отложить журнал, а затем, напротив, информативность резко снижается. Возможно, было бы уместно ввести некоторую систематизацию, выделить рубрики, например: богословский раздел, история и современное состояние церкви, жизнь общины, персоналии, для самых маленьких и прочее.

Оригинальным показалось сопровождение отдельных статей специально подобранными стихами, которые помогают человеку эмоционально пережить-понять рассказанное. Так, в конце журнала приведены несколько сказок-притч Афанасьева, каждая из которых заставляет задуматься о правильности собственной жизни.

Редакция «Неопалимой купины» заговорила о проблемах существующих внутри общины. Да, возможно, в журнале много разных недочетов и неточностей, не обошлось и без грамматических ошибок. Однако стоит отметить, что этот номер – лишь один из первых. При продуманной и правильной доработке «Неопалимая купина» может стать качественным религиозным журналом.
 
Остается надеяться, что редакция готова прислушаться к мнению читателей. Рынок религиозной старообрядческой литературы не «ломится» от предложений, поэтому все новое следует поддерживать и развивать. Если редакторы журнала в дальнейшем смогут находить интересные темы о старообрядчестве или по-новому подавать уже давно обсуждаемые (что, как кажется, является довольно сложной, но необходимой задачей), читателями журнала станут не только представители старообрядческого сообщества, но и все, кому интересны вопросы истории и духовного мира староверов.
 
Динара Замировна Марданова, студентка Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1244 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 glrem  
0
Рецензия на третий номер журнала, написанная студенткой Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Динарой Мардановой, определенно, кстати.

В ней весьма здраво коментируются духовные Старообрядческие ценности.

Такую деятельность стоит поддерживать.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]