За всю историю Еврейской автономной области, которой через два года исполнится 80 лет, на ее территории было зарегистрировано 240 населенных пунктов. К текущему времени с географической карты ЕАО исчезли 130 поселений: бесперспективные села со слабыми хозяйствами, золотодобывающие прииски, лесорубочные и рыбацкие, геологические поселки, несколько железнодорожных разъездов и полустанков. Сейчас в реестре поселений автономии 110 административных единиц. Следует, однако, подчеркнуть, что столь значительное сокращение поселений не означает такого же сокращения числа жителей ЕАО. За период с 1934 года оно увеличилось в пять раз.
История существующих ныне поселений кроме, пожалуй, одного - поселка Новый в Облученском районе - не представляет какой-то загадки. А вот это крошечное селение с числом жителей немногим более семидесяти человек таит в себе некоторую интригу.
Помнится, в 1962 году инструктор тогдашнего Облученского райкома КПСС Никита Кузнецов рассказал мне, что в глухой таежной местности по левому берегу Биджана уже 10 лет существует поселок, заселенный старообрядцами. Возник он как-то незаметно: сначала там было поставлено два-три жилых дома. Потом селение начало быстро расти, и районная власть дала ему незатейливое название - поселок Новый. Единственное, чем он отличался от всех остальных населенных пунктов района, да и области, - так это "ничейностью" его жителей. То есть они не входили ни в один трудовой коллектив, жили собственным укладом, и попытки районной власти организовать их в коллективное хозяйство успехом не увенчались. Старообрядцы категорически отвергали предложение организоваться. И лишь несколько лет спустя все они вошли отдельной бригадой в Облученский пчелосовхоз.
Новое подразделение этого хозяйства славилось отменными медосборами и просуществовало в этом качестве до ликвидации базового пчелосовхоза в начале 90-х годов. Несмотря на замкнутость образа жизни и поголовную религиозность, что шло вразрез с тогдашними идеологическими установками, старообрядцы не были отчуждены от общественной жизни района. В поселке были открыты магазин, фельдшерский пункт, дети получали начальное четырехклассное образование. Его давал им кто-то из самых образованных старообрядцев. Вблизи поселка была устроена взлетно-посадочная площадка для самолетов малой авиации, которые приземлялись здесь 2-3 раза в неделю. Правда, дороги на "большую землю" из Нового не было еще более двадцати лет, если не считать зимника, соединявшего Новый с поселком Биракан с декабря по конец марта.
Конечно, старообрядцы Нового не появились невесть откуда. Первые из них прибыли на территорию будущей области еще в 1858 году в составе казачьих команд, заложивших тогда на среднем Амуре 18 первых станиц. Старообрядческие казачьи семьи позже селились по станицам Козулиха, Новотроицкая, Биджан. Сейчас нет возможности назвать число старообрядцев, живших на территории ЕАО до установления на Дальнем Востоке советской власти. Вероятно, их было не более 100-150 человек. К началу 50-х годов компактно сохранилась старообрядческая община в селе Кайлан. Оно находилось в ту пору в десяти километрах от урочища, в котором был основан поселок Новый. В него и переселились все старообрядцы-кайлановцы, а сам Кайлан, обезлюдев, был ликвидирован.
Поселок Новый стал расти, пополняясь приезжими старообрядцами с севера Хабаровского края, Сибири и даже Казахстана. Между старообрядческими общинами всегда была связь, которая, кстати, сохраняется и поныне. К примеру, парни из Нового "выписывают" себе невест из общин единоверцев других регионов. Девушек из Нового берут в жены ребята из других дальних общин. Правда, нередки случаи создания смешанных семей из "мирских" и старообрядцев.
Следует особо подчеркнуть, что сами жители Нового называют его так лишь в переписке, а также в официальных документах. В момент основания они назвали его Кабала, так и называют до сего времени не только сами старообрядцы, но и жители Биракана, Теплых Ключей, Теплоозерска, Известкового, Облучья… Впрочем, ничего общего со старинным понятием "кабала" (угнетение, неволя, рабская зависимость) не имеет. Поселок Новый был основан в километре от речушки Кабала (или Кабалинка). А происходит ее название от двух нанайских слов: "Каб" - одно из мужских нанайских имен, "ал" - горбоносый. Следовательно, когда-то жил здесь горбоносый гольд (нанаец), чем, видимо, и выделялся среди своих сородичей с вогнутыми, как правило, переносицами. Старообрядцы пришли в урочище с этим названием, да так и закрепили его за своим селением.
Автору этих заметок довелось познакомиться с его жителями более сорока лет назад. В Новом бывал много раз, подружился с некоторыми его обитателями. Помню, был удивлен такой картинкой. Заехав на "уазике" на широкую улицу поселка, первыми увидели мальчика и девочку лет семи-восьми. Был июль. Малыши шли босиком и были одеты как-то непривычно для нас: девчушка - в сарафанчике и белом платочке, мальчик - в домашнего пошива штанишках и в рубашке - косоворотке навыпуск, перетянутой цветным шнуром опояски. Приблизившись к машине, дети поклонились нам в пояс и поздоровались, с любопытством рассматривая приезжих людей. Такого не то что в городе, но и в мирской деревне сейчас не увидишь.
Старообрядцы сохраняют с детства не только приветливость и уважение к незнакомым людям, но и другие качества, которых нам явно недостает. Они не курят, никогда не ругаются матом, среди них не бывает алкоголиков (за редчайшим исключением). Они сызмальства в труде, в каждом дворе Нового по несколько голов скота, лошади, большие огороды, семейные пасеки. Мужчины - отменные охотники и рыбаки, женщины - работящие, чистоплотные домохозяйки. Мужчины, само собой, не бреют бороду и усы, большая часть из них - кряжистые, физически сильные люди. Еще они не смотрят телевизор, хотя и имеют такую возможность. Но когда после 90-х годов наступила "свобода слова и изображений", община исключила телевидение из обихода. Можно это оценивать кому как заблагорассудится, но старообрядцы так решили, и это их право оберегать своих детей от растления и бездуховности. Что касается отношения к власти, то во все времена, начиная от реформ Русской православной церкви середины XVII века, когда из нее вышли старообрядцы, и до сего дня, то она, эта власть, по их убеждению, от Бога. Поэтому старообрядцы никогда не выступали с оружием против российских властей, предпочитая мирской жизни скиты или небольшие поселения в малолюдных или вообще безлюдных местах. В то же время они не уклоняются от службы в Вооруженных силах, учатся в обычных общеобразовательных школах, не особо стремясь обязательно попасть в вузы, предпочитая жить обычаями отцов и дедов. С Русской православной церковью старообрядцы находятся в добрых отношениях, себя они также считают православными.
За шестьдесят лет после основания старообрядческая община Кабалы-Нового могла бы вырасти значительно - в ее семьях, как правило, много детей. Однако современная жизнь вносит свои изменения. Тех же детей надо учить не только до четырех классов, как это делается в поселке, а дать возможность закончить хотя бы среднюю школу. Поэтому из общины какая-то часть жителей выселилась, главным образом, в Биракан, другие выехали к своим единоверцам и родственникам на ту же реку Амгунь в Хабаровском крае, в Сибирь, Казахстан. Вероятно, этот процесс будет продолжаться и впредь.
Сама жизнь в поселке не застыла в каком-то дальнем времени. В нем есть дизельная и ветряная электростанции, бытовые электроприборы, спутниковые таксофоны, тракторы, автомобили различных марок - от тяжелого "Урала" до японских легковушек.
Быт общины тесно связан с тем же Бираканом, Биробиджаном, Облучьем… Они ведут практически натуральное хозяйство, а полученную продукцию - мед, картофель, овощи, мясо, кедровые орехи, другие дикоросы - приходится возить за пределы поселка, в том числе в Хабаровск. В Новом сейчас нет ни магазина, ни медицинского пункта. Без всего этого жители поселка как-то обходятся, не могут понять лишь одного: почему 18-километровая дорога, которая соединяет Новый с автономной дорогой на Биракан, уже много лет не знает ремонта и ухода. Будь она нормальной для проезда в любое время года, наверняка поселок был бы многолюдней.
Виктор Горелов
|