Заявление Патриарха Кирилла о равноправии нового и старого обряда открывает новую эру примирения в России!
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии Пасхи, 23 апреля 2011 посетил храм Святителя Николая на Берсеневке, где богослужение совершается по старым, «дониконианским» обрядам. Он отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской православной церкви. Старообрядчество, по словам Патриарха, «сохраняет связь с нашим древним преданием», и, кроме того, «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу». «В Русской церкви всё это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд», - подчеркнул Предстоятель.
Это событие комментирует эксперт по диалогу цивилизаций, культуролог Сергей Маркус:
- Заявление Патриарха Кирилла 23 апреля 2011 года – важнейшее историческое событие как для православных верующих, так и для всей России. Столь чётко и ясно о равноправии старого обряда в сравнении с новым никогда ранее не говорил глава Московского Патриархата. С этого рубежа начнётся новый этап в жизни трагически расколовшейся в 17 веке Русской церкви – этап реального примирения и, насколько это возможно, единения. Как минимум – это заявление кладёт конец многовековой вражде и отчуждению.
Напомню, что именно Раскол 17 века Александр Солженицын назвал первой гражданской войной, которая разделила наш народ, принесла много жертв, и до сих пор кровоточит незаживающими ранами. Думаю, что скрытая цитата из Солженицына, диалог с ним присутствует в рассуждении Патриарха Кирилла на Берсеневке о необходимости преодоления расколов и разделений: «Вот на чём наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, что и привело к революции, гражданской войне, безбожию».
17 век принёс нам тяжелейший опыт межрелигиозной войны внутри одного народа, внутри одного исповедания. И до сих пор не были окончательно подведены итоги, не совершён моральный выбор в пользу полного примирения. Вот почему ныне Патриарх, стремясь к единству Церкви, впервые сформулировал богословское обоснование равноправия двух обрядов: «А что касается обрядов, то каждый из них - и новый, и старый - должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».
Наблюдателю здесь стоит отметить несколько нюансов.
Да, ранее уже Поместным собором РПЦ МП 1971 года были отменены «клятвы» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом «Об отмене клятв на старые обряды» выступил тогда митрополит Никодим (Ротов). Но до сих пор столь явно о равноправии не говорил никто. По сути, это пересмотр решений Собора 1667 года. Событие для Церкви революционное (если бы такое слово можно было применять без его агрессивных обертонов, лишь в смысле «новация», «прорыв», «творчество»).
Патриарх Кирилл поступил как харизматик. За это его будут сильно критиковать со всех сторон: как «никониане», так и староверы. Он совершил это без прописанных процедур соборного, богословского и прочего характера. Лично и под свою ответственность. Но прорыв есть. И в нём – огромное облегчение для всего гражданского общества. Наконец-то мир между расколовшимися с 17 века по обрядовому вопросу!
Второй нюанс. Как известно, ещё в синодальный период была сформирована Единоверческая церковь, служившая по старым книгам, но подчинявшаяся Синоду, а затем Патриарху. А недавно относительно Единоверия были также сделаны важные шаги. В 2009 году при Покровском храме в Рубцове (Москва) учреждён Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. 14 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя в день памяти св. праведного Филарета Милостивого у мощей святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского прошёл молебен по старому обряду. Его возглавлял настоятель церкви Покрова в Рубцово, секретарь Синодальной комиссии по старообрядчеству и единоверию иерей Иоанн Миролюбов. Это был молебен в рамках программы празднования 210-летия учреждения Единоверия. Но на Берсеневке не было речи о Единоверии – там ясно заявлено о старых обрядах вне зависимости от иерархического подчинения и поминания.
Третий нюанс. Патриарх Кирилл продолжает дело своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Он возвращает РПЦ МП к её историческим истокам, при этом не требуя смены богослужебных навыков и обычаев. Это принципиально важный момент, который ранее не могли преодолеть ни та, ни другая сторона. Значит, вывод напрашивается такой: внутри Русской церкви могут равно сосуществовать разные богослужебные традиции. Это тоже важнейшее решение. Формула проста: обряд должен вести к Богу, а его детали могут быть разными.
Четвёртый нюанс. Такой богослужебный плюрализм, вне сомнения, был в ранней Церкви, это опыт Вселенской церкви. И в данном случае, Патриарх – возвращая свою паству к истокам – прокладывает путь к тому богослужебному плюрализму, который принят в Католичестве, особенно в наши дни, когда восстановлен в правах Латинский обряд, когда службы ведутся на разных языках, с возможностью использовать местные культурно-богослужебные формы (армянские, греческие, сирийские, малабарские и т.п.). Иначе говоря, примиряясь со Старообрядчеством, РПЦ МП на деле восстанавливает вселенский статус понимания Церкви в Символе веры, как именно «Соборной, Кафолической, Вселенской».
Пятое. На первый взгляд наблюдателю могло бы показаться, что Патриарх Кирилл сделал «берсеневский прорыв» ради равновесия относительно своего активного диалога с католиками, дабы «умиротворить консерваторов». Но, думается, значение его слов шире и перспектива гораздо просторнее – это простор вселенского единства. Потому и резонанс будет не только сугубо внутрицерковный, но и общественно значимый – как для России, так и для мира.
25 апреля 2011 года, Москва
|