Они пережили жестокие гонения, преследования и раскол. Они тоже православные, но другие - старообрядцы. Кто они? Говорят, что на контакт идут нелегко, стараются изолироваться от общества - сказались сотни лет гонения.
У нас есть только одна старообрядческая церковь – на самом севере Смоленщины, в Сычевке у местной старообрядческой общины своя история. Она существовала в конце XVIII века и до 30-х годов ХХ столетия. Потом, в 40-х годах, она «переселилась» в деревню Малая Липка. В начале 90-х в Сычевке была построена старообрядческая Сергиевская церковь.
К «походу» в старообрядческую церковь я подготовилась основательно - надела длинную цветастую юбку и повязала на голове платок. По сычевским меркам идти было далеко - от центра несколько кварталов. Храм стоит в тихом переулке на краю города. Войдя в деревянные ворота, увидела большую сказочную яблоню и огромную кучу березовых чурбанов. На церковной двери висел пудовый замок, а на «горке» будущих дров сидела пожилая женщина. Тоже в платке и юбке до пят.
- Девушка, а вы какой веры?
Долго удивляться, каким образом меня «раскусили», определив, что я «чужая», не пришлось. Оказалось, что все просто - платок старообрядцам полагается не завязывать, а скреплять под подбородком булавкой. Причем концы ткани должны спускаться на плечи и грудь.
- Хотите перейти в нашу веру?
- Нет. Я журналист, хочу побеседовать с отцом Аркадием. А приход у церкви большой?
- Приход большой, а людей мало, - уклончиво ответила собеседница и начала что-то чертить носком туфли по земле. Через несколько минут тихо, но категорично произнесла:
- Журналистам вообще-то в храм нельзя. Там только молятся.
Я опустилась на чурбан и тоже начала вычерчивать ногой круги в ожидании отца Аркадия. Надо сказать, что священника я искала долго и согласие на интервью получила только накануне приезда.
Наконец в черной рясе появился отец Аркадий. Женщина вскочила, подошла к двери церкви и начала креститься. Двумя перстами. Священник жестом пригласил войти в храм. В такой церкви молились наши предки еще четыреста лет назад. Темные иконы, горящие свечи… Но здесь не услышишь привычного трехголосного церковного пения - только в унисон. Пожалуй, еще есть вещи, которые мы не найдем в современном православии. Например, лестовка - тип четок - плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли. При венчании надевают повойник - специальный головной убор. Есть у старообрядцев и молельный коврик - подручник. На него опираются, когда кладут земные поклоны… Кстати, поклоны в старообрядчестве тоже бывают нескольких видов.
- Я родился в Тульской области, служил в армии на Дальнем Востоке, - тихо начал свой рассказ отец Аркадий. - После службы поступил в Хабаровский институт культуры на музыкальное отделение. Чтобы подзаработать, пришел в церковь, дирижировал. Так приобщился к православию. Женился. А потом мы поехали на родину, в Тулу. И там нас просветили по поводу древнего благочестия. Так принял старообрядческую веру. На Дальнем Востоке я был священником девять лет, пять лет назад приехал сюда, в Сычевку. Вот вы еще с Богом не встретились?
Я ошеломленно покачала головой.
- Значит, у вас еще все впереди. Чаще всего человек встречается с Богом через страдания. До этого он ходит в интеллектуальных размышлениях, нужна ли ему вера: надо - не надо, а вроде и так неплохо… А потом что-то случается, и он приходит в церковь. Когда уже помолится, с надеждой думает: а вдруг поможет? Я заметил - чаще всего люди приходят к Богу через боль.
- В чем разница между вами и «новообрядцами»?
- Сердцевина нашей религии - вера в единого Бога, творца неба, земли, и в спасительную жертву Христа. При расколе церкви наша религия осталась верной той традиции, которая была до Никона. Чем мы отличаемся? Мы молимся по книгам XVI-XVII веков. С помощью древнего искусства человек воспринимает высшую божественную красоту. Ведь древние люди были совершенно другие - другого сакрального проникновения. Существовала тайнопись - по краю текста были помещены особые письмена. И люди могли обладать особым знанием: с помощью фалангов пальцев человек мог узнать, когда будет Пасха или другой праздник через 30-40 лет… Вот в чем уникальность христианской старообрядческой традиции. В 1971 году со старообрядцев сняли проклятье. В 2000 году Патриарх Алексей призвал всех клириков к уважению старообрядческих обычаев. Люди ведь были гонимы триста лет! А любая религия, которая долго была запрещена, вырабатывает «консервант» - клановость, семейственность. Особенно четко это выражено в Сибири, на Дальнем Востоке, в Молдавии. А вот чем ближе к столице, к цивилизации - менее ощутимо и заметно.
- Правда ли, что старообрядцам можно жениться и выходить замуж только за своих?
- В идеале, если человек хочет войти в старообрядческую семью, он должен принять нашу веру. Но в жизни бывают и отклонения - например, смешанные браки. Люди-то везде одинаковые, со своими слабостями. Человек городской или молодой в эти законы не втискивается. И потом, закон только дает нам высокую планку, а мы уж пытаемся до нее дотянуться. В Великий пост у нас предписывается первые два дня ничего не есть и не пить. Потом человек может один день пить только воду. И все это время нельзя развлекаться, смотреть телевизор, читать книги. Конечно, выдерживают не все - кто-то наполовину, кто-то - на четверть.
- В Сычевке есть два обычных православных храма. Как удается сосуществовать?
- Мы не конфликтуем. Приход, кстати, у нас небольшой. Старушки потихоньку вымирают. А старообрядческая молодежь в основном живет в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске. Как это ни странно, среди них очень много военных.
|