Главная » 2011 » Декабрь » 17 » Взгляд со стороны: Староверы
19:52
Взгляд со стороны: Староверы
Дорога из райцентра Глубокая до Белой Криницы — будто проверка для алергиков: пылища в автобусе столбом стоит. И когда на горизонте возникает величественный собор, похожий на грандиозный храм Василия Блаженного в Москве, хочется себя ущипнуть: а вдруг это глюки, и медицина уже бессильна?! Откуда такое архитектурное чудо в Богом забытой буковинской глубинке?
 
 

 
Откуда-откуда — от веры, ясное дело. От той, которую ее сторонники называют единственно истинной — потому что она властвовала в Московском царстве вплоть до середины ХVІІ века. А когда царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, а потом их преемники, чтобы поставить православие на службу государству, отдали предпочтение вере новогреческой, защитников старой подвергли гонениям и преследованиям. Не отрекшись от веры, они покинули родной край и подались в мир искать новую землю обетованную — как обещали им древние легенды, на Беловодье — там, где источник с белой водой.

Нашли ее в Австрийской империи, в урочище Варница на Буковине. Известняковые воды и дали название здешнему поселению русских староверов, возникшему в 1784 году, — Белая Криница. С 1846 года оно стало центром старообрядческой митрополии.
 
Именно поэтому здесь в 1908 году вырос главный храм старообрядцев — собор Успения Пресвятой Богородицы. Постро­ен­ный по проекту архитектора В.Клика на средства московских купцов Овсянниковых, этот памятник русского церковного зодчества поражал совершенством форм и богатым внутренним убранством: глазированный кирпич, вырезанный из дерева иконостас, иконы в золотых и сереб­ряных окладах, созданные по древневизантийским образцам паникадила — словом, роскошное воплощение неорусского стиля модерн.

Даже у советской власти, беспощадно сметавшей с лица земли материализованные оплоты религиозного «опиума для народа», за полстолетия владычества не поднялась рука на эту, по общему признанию, «каменную сказку Буковины» — хотя в 1944 году Успенский собор, как и другие местные храмы, закрыли. Более того, в конце 80-х годов прошлого века собор вернули старообрядцам, а Всесоюзный фонд культуры под руководством академика Д.Лихачева и опекой Р.Горбачевой взялся его реставрировать. Реставрация закончилась тем, чем по обыкновению заканчивались все научные экспедиции сюда. Вывезли все, что могли: раньше — в Ленинградский филиал Библиотеки Академии наук СССР (более 200 бесценных книг), а теперь — в Москву, якобы на выставку, а на самом деле на вечную отдачу (86 старинных икон работы палехских мастеров).
 
 

Успенский собор старообрядцев — «каменная сказка Буковины»

 
- Все знаменитые русские промыслы — Палех, Гжель, Хохлома — заложены старообрядцами, — просвещает нас отец Сергий родом из города Люберцы Московской области, который служит в Белой Кринице с 2002 года. Батюшка готов рассказывать о старообрядчестве как единственно истинном православии часами — почему староверы крестятся двумя перстами, в чем, кроме формальных признаков, его отличие от новогреческой веры, — но нет-нет да и переходит на сугубо хозяйственные темы. — Собор нуждается в срочном ремонте, а пока понемногу чиним кровлю, электрику. Всего же нужно девять миллионов гривен, но где же их взять, — плачется.

Активно помогает местная власть — и районная, и областная, — не в последнюю очередь благодаря участию в международных проектах. Ведь Чер­новицкая область возлагает на Белую Кри­ни­цу особые надежды: центр старообрядчест­ва претендует на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. До сих пор в этом престижном перечне только четыре объекта из Украины, причем один — здание Черно­виц­кого университета (бывшая резиденция мит­рополитов Буковины и Дал­мации) — внесен в список в этом году.

Ученый Академии наук Украины, исследователь истории староверов Сергей Таранец, присутствующий на открытии музея старообрядчества в Белой Кринице, не скрывает радости. Ведь музей — это и экспозиция, и исследовательский центр, который будет не только привлекать со всего мира паломников, но и побуждать к новым исследованиям ученых. Тем более что музей возник в окружении живых иллюстраций: все село — это фактически тоже музей, только под открытым небом. Все мужчины здесь носят бороды, женщины по-особому покрывают головы. Что в домах, что в музее — характерные для староверов предметы быта, кухонная утварь (старообрядцы аскетичны в быту и сдержанны в питании).
 
 

 
- При Советском Союзе, — говорит сельский голова Петр Остафийчук, — село принадлежало колхозу «Путь к коммунизму», который потом назвали честнее — «Дружба народов», потому что входили в него украинский Ста­рый Вовчинец с двумя тысячами крестьян, полуторатысячная румынская Багриновка и русская Белая Криница с сотней жителей. А за румынской границей — рукой подать — Климауц, также село русских староверов.

Сегодня, к сожалению, в Бе­лой Кринице даже начальной школы нет: мало детей. Не спаса­ет демографическую ситуацию и семидетная семья священника. Но вот Оксана Дядюшка из Ена­киево вышла замуж за местного пограничника. Попробовала молодая семья пожить на Донбассе — грудной ребенок из бронхитов не вылезал. Так что вернулась назад, в этот чудо-край: дитя через две недели забыло о болезнях, а Оксана стала староверкой Ксе­нией, получила ответственную должность заведующей музеем.
 
 

Ксения Дядюшка, заведующая музеем старообрядчества в Белой Кринице

 
С музеем связывают надежды на оживление туристической привлекательности села, а затем и на создание соответствующей инфраструктуры. Возможно, это заставит кого-нибудь из предприимчивых земляков вернуться домой. Ведь, несмотря на пустые улицы, в Белой Кринице нет ни одной покинутой усадьбы: даже выехав в город, здешние жители присматривают за родительскими усадьбами. Еще бы: здесь растут самая сладкая на Буковине ранняя клубника и самые вкусные сливы и яблоки. Что, между прочим, тоже ценная информация для туристов. Хотя для них, наверное, важнее другое: увидеть, как в инородном окружении веками может существовать, практически не ассимилируясь, небольшая религиозно-этническая группа. Впрочем, это для нас — экзотика. А для людей из Белой Кри­ницы — просто вера, с которой они преодолевают пространство и идут сквозь время.
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 2258 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 8
1 Mariya  
0
У заведующей музеем очень характерный вид: платок "под булавку", повойник и... штукатурка тонким слоем crazy

3 Борисъ  
0
Все "кондовые" прячутся в лесах с Агафьей Лыковой от пришедшего антихриста. А жизнь идет и эти "заведующие" приобретут твердость. Дай Бог о.Сергию крепости и сил нести крест.

2 vyleukhin  
-2
Вероятно для (Mariy)и ---этой сотруднице музея (как д Кураеву) нужно забыть что такое баня crazy

4 Евгений_Иванов  
-1
Мария - красивая женщина, возможно, и не староверка. Если бы она палеотнологическим музеем заведовала бы, аж страшно подумать...

А вот батюшка. Что у него за жест руки? "No passaran"? Потому, что что-то среднее между V и крестным знаменем?

5 izugraf  
0
Евгений, а Вы приезжайте в Белую Криницу, поживите пару месяцев своим трудом, я думаю что пальцы ещё и не так скрючит...

6 Евгений_Иванов  
-1
Когда пальцы скрючивает (от слова крюк, дуга), то они наоборот сжимаются. К тому же, что там за такие труды, что пальцы скрючиваются? Обычно это у работников умственного труда, на фоне мозгового переутомления наблюдается.

7 izugraf  
1
К тому же, что там за такие труды, что пальцы скрючиваются?

смешной Вы Евгений, поэтому говорю, приезжайте, зимой даже наглядней... поживите своими силами... потом спишимся... простите меня Христа ради.

8 vyleukhin  
0
наиболее частая причина "скрючивания "-заболевание ревматоидный полиартрит

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]