Главная » 2010 » Ноябрь » 29 » Взгляд со стороны: Утечки идентичности. Интернет-войны как угроза старообрядчеству
19:46
Взгляд со стороны: Утечки идентичности. Интернет-войны как угроза старообрядчеству

Выплеснувшаяся в Интернет благодаря "WikiLeaks" скандальная переписка дипломатов, в которой в отношении глав различных стран употребляются презрительные и унизительные выражения, открываются всевозможные тайны и стратегические планы, заставляет по-другому посмотреть на недавние события в старообрядческих согласиях.

За последние годы наличие Интернета качественно изменило климат и порядок дискуссий в закрытых православных сообществах. Появились сетевые форумы с анонимными собеседниками, блоговые дискуссии, "сливы" информации и даже старообрядческие "сетевые" тролли… Одни старообрядцы заговорили об опасности интернет-обсуждений и даже о вредности открытой информации о жизни согласий, о встречах и мероприятиях. Другие, наоборот, бросились осваивать на просторах глобальной сети методики и техники "сетевых войн".

Рассмотрим два последних скандала, связанных с 1) утечкой из канцелярии Архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных христиан Митрополита Леонтия (Изотова) переписки между Москвой и центром старообрядческой Белокриницкой митрополии в Браиле (Румыния), а также 2) открытым письмом о нестроениях в Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), возглавляемой Патриархом Александром (Калининым).

В первом случае на фоне сложной ситуации в РПСЦ, пытающейся нащупать свой потерявшийся путь в новых непростых условиях, возникает образ перешедшего в старообрядчество из РПЦЗ(Л) и живущего в Германии Андрея Прасолова, поставленного в Браиле во священники. О. Андрей Прасолов ведет активную информационную деятельность в рамках созданного им агентства "НИТА-пресс", на сайте которого он выступает как клирик Белокриницкой митрополии, обличая руководство митрополии Московской. Предполагается, что покровителем сайта является архиепископ Американский и Австралийский Софроний (Белокриницкая митрополия), который в течение последних лет бескомпромиссно обличает московское старообрядческое священноначалие. Разумеется, что в ходе этой борьбы архиепископ Софроний попал в резонанс с так называемыми "раздорниками" РПСЦ. Дело в том, что после Освященного Собора 2007 г., рассматривавшего обвинения против Митрополита Корнилия и вставшего на его сторону, из РПСЦ ушло несколько групп клириков и мирян (наиболее заметные - группа о. Елисея Елисеева и группа иерея Александра Черногора), которые сразу включились в активную интернет-деятельность. Поскольку реальная численность этих групп невелика, их лидеры компенсируют недостаток реальной жизни деятельностью в сети. Несколько сайтов и форумов сосредоточились на активной критике руководства РПСЦ, подняв волну негативизма в отношении этой крупнейшей старообрядческой Церкви.

В результате на острие обсуждения оказались практически все хоть сколько-нибудь значительные фигуры РПСЦ: от не очень опытных приходских священников до Митрополита Корнилия. В Интернете были названы и обсуждены практически все проблемы этой Церкви. В мае нынешнего года, когда встал вопрос о переходе от критики к положительной программе, оказалось, что группы "раздорников" между собой не могут согласиться. Единство фронта, вроде бы, распалось. Но тут о. Елисей Елисеев решил сыграть на противоречиях двух митрополий, Московской и Белокриницкой, заявив, что его группа ("христиане РПСЦ, отделившиеся от Митрополита Корнилия") признает главенство румынской Белокриницкой митрополии, а Московскую считает "неканонической", т.к. она была в 1988 г. создана "с нарушением канонов". Конечно, надежд на признание этой группы со стороны Белокриницкой митрополии было мало, но надежда на интернет-волну была.

В эту кампанию сперва тихо, а потом уже и явно включился упомянутый выше сайт "НИТА-пресс". Главным его достижением в рамках нынешнего противостояния можно считать публикацию в начале ноября закрытой переписки двух Митрополитов относительно визитов и общего Собора в Белой Кринице. Однако риск такой публикации оказался для редактора сайта неоправданным. На своем малом Соборе 18 ноября Белокриницкая митрополия осудила деятельность о. Андрея Прасолова в Интернете и создала комиссию по примирению. Так оказалось, что "утечки" не стали инструментом церковной политики, а наоборот – послужили консолидации.

Вторая история – открытое письмо двух представителей РДЦ, скорее всего клириков, подписавшихся как "прекратившие молитвенно-евхаристическое общение с еретическим руководством РДЦ, древлеправославные христиане". Они критикуют Патриарха РДЦ Александра (Калинина), обвиняя его и его клир в "экуменической деятельности". Под этим понимается молитва за "безбожные или еретические" власти РФ, поминовение "на проскомидии" членов РПЦ МП и РПСЦ и чрезмерно близкие контакты с руководством РПЦ МП, а также участие в работе комиссии о. Иоанна Миролюбова, созданной при ОВЦС МП. Каков будет ответ руководства РДЦ (и, прежде всего, ее главного идеолога протоиерея Андрея Марченко) на эту пиар-кампанию, можно предположить достаточно уверенно: ее предпочтут не заметить. По тональности открытое письмо очень напоминает обвинения "раздорников РПСЦ", которые также обличали Митрополита Корнилия (Титова) в "экуменическом сближении" с РПЦ МП.

Вопрос о целенаправленности обоих скандалов пока остается открытым. Совершенно очевидно, что российским властям сейчас не нужны какие-либо "разборки" между староверами, от которых, скорее, ждут позитива – например, инициатив в области сохранения культурного наследия. Нужны ли подобные скандалы руководству РПСЦ или РДЦ? Ведь если произойдет их сближение, встанет вопрос "кто главный?"… Однако сближение на настоящий момент практически затормозилось и без всяких скандалов.

Что же касается господствующего исповедания, то здесь остаются вопросы. В условиях превращения РПЦ МП в ведомство православного исповедания при кабинете министров, падения авторитета Патриарха Кирилла, все более растущего недовольства политикой Церкви в области экономики, образования и т.п., спрос на церковную "альтернативу" хорошо просматривается в ближайшей перспективе. Различные "осколки" ИПЦ загнаны в подполье и воспринимаются как маргинальные, а вот старообрядчество действует во вполне легальном поле и более доступно для общественного внимания.

Так что поддержка конфликтов среди старообрядцев в тлеющем, но активном состоянии путем интернет-манипуляций вполне может помешать даже туманным мыслям о возможности их объединения в одну Церковь. Ведь традиция подобного рода технологии в истории уже была: на Рождественских чтениях 2009 г. историк А. Знатнов сделал доклад, в котором рассказал, как Синод митрополита Сергия (Страгородского), заметив сближение старообрядцев и единоверцев и увидев в нем угрозу "альтернативы", приложил усилия для недопущения такой консолидации. В 1929 г. он сумел приостановить этот процесс путем снятия клятв на старые обряды, а затем волна массовых репрессий сровняла все с землей.

"Утечки", открытые письма и другие приемы "сетевых войн" потихоньку становятся обыденным явлением в старообрядческой церковной политике. Это показывает, что старообрядческий мир все более становится подвержен тому информационному разложению, которое является важной чертой в наступлении современного технологичного мира на остатки традиционных консервативных конфессий. Впрочем, то, что старообрядцы начали осознавать опасность своего включения в этот процесс, уже немало.

Михаил Терпигорев,
для "Портала-Credo.Ru"
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1339 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 8
1 Виталий  
0
Дык о. Андрей перешел из РПЦЗ! Теперь все ясно...

2 Финеесъ  
0
Наскрозь пропитанная ложью статья -- и такая вражда по оболваниванию людей такими статейками выгодна врагам Староверия на вековечном военном поле Духовной брани. А ведь ешё "С 21 марта 1995 г. в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая в России "Русская Православная Академия Богословских Наук и Научно-Богословских Изследований". Ея целью является обретение церковного единства со Старообрядческой и Зарубежной Церквами /.../", -- цитата из Обращения, которым "один из легионов" по организованному ниспровержению, сведению на нет Вас, Староверие, обольщает "под благовидными аки Ангел Света предлогами... Так осторожно же: очень не простая ситуация на сегодня: вот, увы: как пожар в доме, и в России уже стали действительностью отсутпления в вере и её Благочестии -- те, просто немыслемые в Староверии прежних веков, осуществленые новолюбцами, да за спиной народа либо под покровами лжи какбы свои родственные, все эти никак доселе невозможные "Соборы РПСЦ" 2007, 2008, 2009, 2010 гг.

Бдите и молитесь, да не внидите в напасть!
С уважением, раб рабов Божьих священник Александр Черногор.


3 samstar2  
0
Соглашусь с Вами, о.Александр. На глубокий анализ это, явно, не тянет. А на "заказуху" - вполне

4 Евгений_Иванов  
0
"Утечки", открытые письма и другие приемы "сетевых войн" потихоньку становятся обыденным явлением в старообрядческой церковной политике. Это показывает, что старообрядческий мир все более становится подвержен тому информационному разложению, которое является важной чертой в наступлении современного технологичного мира на остатки традиционных консервативных конфессий. Впрочем, то, что старообрядцы начали осознавать опасность своего включения в этот процесс, уже немало."

А может, наоборот, моральное разложение староверов портит интернет? С чего всё началось? Кому-то "Гусевы семнадцать лет жить не давали". Появилась антигусевская оппозиция, потом ставшая передовой фалангой в пиар-компании под руководством м. Андриана. А потом, понеслось, поехало. Так и хочется сказать: "Вспомнила бабка, как внучкой была".


5 Евгений_Иванов  
0
На "Древлеправославии" форумчанам "Аксиос" поют. Безусловно, ничего хорошего в этом нет. Дойдет до окормения паствы, даст о себе знать. Форумчанин, блогер - публицисты. Лучше, конечно, чем актеры, но это не кандидаты в духовенство или наставничество.

6 Александр  
0
=Раб рабов Божиих=-прям как Римский понтифик..
А завтра, о.Александр, будете "13-м из апостолов"?)))

7 Финеесъ  
0
Когда-то над этим смеялся еретик Дурасов, когда его ереси изобличали... И только в надежде, что Вы не на его пути стоите, ответствую как брату во Христе: дело не в подписи, не в её форме. Первые же, кто подписывались этим текстом, кстати, их памяти в наших Святцах: веди как знаменосцы нашей веры к нашему же подражанию, чем и исполнилось бы заповеданное: "Подобницы мне бывайте, якоже и аз -- Христу"), выражали также и в подписи как требующие с себя же первого, не новое что констатирую, однако -- что лежит в существе всего Священства Христова... Увы: как в последующем у пап Римских, так и в самые последние дни, что не менее плачевно и потешно, уже и в наиболее близких к народу приходских священниках галимый папизм, как та тьма, которая есть отсутствие света, присущего подлинному во Христе Священнику и являемому в мире этом через Его сослужителей, единственно Его же милостью и Небесной мышцей, истинных в явление выраженного также и этой, присущей и под стать всему Христову Священству, подписью: раб рабов Божьих священник / иерей либо архиерей; священник либо первосвященник / такой-то...

Нас, а это относится к каждому староверу, просто вынуждают вспомнить и считаться в эти дни со своей историей: есть времена, когда за отсутствием православных епископов среди представителей Церкви Небесной на земле, многие, без нескольких исключений все, функции епископов остаются лишь в таких со-священниках Христа Исуса, которые остались лишь в приходских представителях Священства: и в России в такие её, подобно как наши, дни разве только миро не варят (пользуемся преждеосвященным, преумножая его как это и в древности), и, еще пример, при отсутствие возможности принятия новых от епископов посвящений и его рукоположений для возведения в священные степени (тем неменее, имеет Церковь возможность пополнения православной иерархии, когда будет из числа тех, кто возвращается из еретиков, принимать каждого ему соответствующим, кого 2-м, а кого 3-м, чином принятия от ересей приходящих).


8 Александр  
0
Понятно..сами себе епископы)))
Всё-таки "13-й из апостолов"...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]