Главная » 2012 » Январь » 3 » Взгляд со стороны: Вместо праздника - пост
08:48
Взгляд со стороны: Вместо праздника - пост

На новогодние праздники староверы будут молиться за нас, чтобы мы не пили...

Новый год в середине зимы староверы не признают. Более того, в ночь на 1 января идет богослужение в память святого мученика Внифантия, которому принято молиться об избавлении винного запойства. Не секрет, что именно такие молитвы для населения России сегодня весьма актуальны. 1 января считается обычным днем, ведь до самого Рождества - пост. До первой звезды 7 января на столах староверов нет ни мяса, ни молочного. Так что светский праздник Новый год для почти тысячи староверов, практически то же самое, что Ураза Байрам. А Новый год старообрядческая русская церковь отмечает 1 сентября. В этот день христиане благодарят Бога за год минувший и молят о благости на год грядущий. По словам старосты новосибирской общины, руководителя церковного хора Александра Емельянова, на Богослужение по воскресеньям в храме собирается порядка 300-400 прихожан. А вообще в Новосибирской области проживает около 1000 староверов. Сколько по всей Сибири – никто не считал. Их ряды постоянно растут. Почти каждую неделю в храме крестят не только младенцев, но и взрослых. Староверами стала целая группа немолодых научных работников из Академгородка. Они достаточно долго присматривались, посещая богослужение. А потом обратились к батюшке с просьбой о крещении.
 
Сибирь – старообрядческий край

В XVII веке после раскола русской православной церкви, на Алтай, в Сибирь и Забайкалье стали уезжать те, кто не принял реформ патриарха Никона. Как свидетельствуют исторические источники, он ввел трехперстие взамен двуперстию при крестном знамении. Завел небывалый обычай читать проповеди собственного сочинения, что считалось на Руси большим самомнением. Позже он стал исправлять богослужебные книги, авторитет которых был наряду с книгами Священного писания. Получалось, что Святое писание было неверным, чего не могли принять многие верующие. В 1654 году патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы старого завета. У икон выкалывали глаза и носили по городу. Вскоре после того в Москве случилась моровая язва и солнечное затмение. Последнее считалось плохим знамением. Плодом никоновской реформы стало изменение уставов и канонов русской церкви, которая просуществовала к тому времени 6,5 веков. Многие священники и простой народ посчитали реформы подменой церковных догм. Однако, тех, кто ослушался, ждало суровое наказание. Спастись можно было только на окраине Руси, в глухой тайге. По словам Александра Емельянова, сейчас старообрядческие общины существуют по всей России. Самые консервативные, принадлежащие к беспоповству. До сих пор они живут отдельными селениями на Алтае, в районе Таштагола и Енисейской тайге. В их поселениях нет электричества, денег, жители не имеют документов. По их мнению – это все от антихриста. Одна из них - отшельница Агафья Лыкова недавно присоединилась к Русской Православной Старообрядческой церкви.
 
У всех новосибирских современных староверов паспорта есть. Дети ходят в школу, многие поступают в вузы. Правда, многие матери многодетных семейств не работают – у них и так хватает обязанностей по воспитанию детей и по хозяйству. Существует ряд профессий, которые христианину лучше избегать. Например, актерская деятельность всегда считалось грехом лицедейства. Кстати, профессия журналиста к «грешным» не относится. «Некоторые считают Моисея первым журналистом, который взял интервью у Бога», -- шутит Александр.
 
Современные староверы

У большинства новосибирских староверов дома есть компьютер и сотовые телефоны – это нужно для работы или учебы. А вот телевизор – явление в таких семьях по понятным причинам очень редкое. Но это выбор самих верующих. «Старообрядчество, -подчеркивает Александр Емельянов, - это не система запретов. Это православие, которое не отступает от церковного устава. Современная Православная церковь, отступив от канонов, дала прихожанам больше возможности для соблазнов. А зачем это верующему человеку?» Староверы до сих пор соблюдают многие древние традиции. У мужчин - бороды, женщины ходят с покрытой головой – в платочках. Замужние в церковь под платки надевают еще кички (тип чепца) - элемент традиционного русского костюма. Юбки - ниже колен. В жару не запрещается короткий рукав. По большим церковным праздникам на торжественном обеде не возбраняется в небольшом количестве для настроения принять алкоголь. Уклад семьи патриархальный. Обед и ужин ежедневно всей семьей за одним столом. Перед трапезой - молитва, после - тоже.
 
У староверов крепкие семьи, много детей. У самого Александра – четверо. Рожают «сколько Господь пошлет», все дети желанные. Крещение тоже проходит строго по церковному уставу. Свершается это, когда ребенку от роду чуть больше недели. На таинство крещения лишних не пускают – там священник и крестные родители. За дверями слышен крик младенца, который быстро стихает. Александр Емельянов комментирует происходящее: батюшка три раза полностью погружает младенца в купель. (в современной РПЦ ограничиваются обливанием) Причем, вода не подогревается. Не смотря на это, случаев простудных заболеваний среди младенцев не бывает. Возможно, потому что орущего красного малыша быстро закутывают в пеленку и шаль. Уже через минуту он согревается и засыпает. Крещение взрослых происходит тоже через полное погружение.
 
Община староверов крепка не только общим богослужением, но и межсемейными связями. Девушки и юноши также общаются. Но целомудренность сохраняют до брака. Если у молодых возникает чувство, они сообщают о нем родителям, «просят благословения». По традиции к родителям девушки засылают сватов и просят их благословения на брак. Потом вместе со священником выбирают день венчания. Брак длится всю жизнь. Прецедентов, когда семьи распадаются, еще не было. Для православного главные святые ценности - Бог, храм, а потом – семья. Считается, что семья - это домашняя церковь.
 
Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Староверы строили его 9 лет, в основном на пожертвования прихожан. Проект предложили новосибирские архитекторы-староверы Александр и Елена Долнаковы совершенно бесплатно. Деньги на строительство собирали старообрядцы не только Новосибирска, но и других российских городов, а также Австралии и Аляски. В 20-е годы прошлого века часть староверов, спасаясь от советской власти, перебралась в Китай. А когда в Поднебесной свершилась культурная революция, уехали в США, Канаду, Латинскую Америку и в Австралию. В Сиднее и Мельбурне сегодня крупные приходы. Австралийские староверы, которые помогли сибирякам построить храм, уже не раз приезжали в Новосибирск. Сибирякам такие поездки не по карману.
Верующие не сомневается, что храм строился с Божьей помощью. Каждый раз, когда заканчивались средства, материалы, вдруг появлялись люди, готовые помочь проблеме. Однажды, например, получилось так, что кирпичи еще были, а раствор закончился. Бригада уже собиралась расходиться, но тут появился мужчина и просит: «Я мимо ехал, у ЗИЛа серьезная поломка произошла, а в кузове – раствор марочный. Если он застынет – придется кузов менять. Заберите, пожалуйста, раствор бесплатно». Бригада быстро на тачках перевезла раствор и закончила кирпичную кладку.

К слову, срок освящения храма сам митрополит Московский и Всея Руси Алимпий назвал чудом. Дело в том, что за год до этого он посетил стройку. К тому времени стены стояли под перекрытием, но не было куполов, колокольни, внутренней отделки, ни одного крыльца. Митрополит Алимпий благословил строительство и произнес: «С Божьей помощью через год освятим храм!» После этого чудным образом строительство храма заметно ускорилось: появились средства, материалы, верующие работали ударными темпами, забросив свои огороды. Ровно через год 19 сентября 1999 года кафедральный собор был освящен митрополитом Алимпием. Он и сам был удивлен тем, сколько за год свершилось, воскликнул: «Вот чудо-то где!»
Хотя, христиане практически никогда не рассказывают о чудесах и благодати, потому что это «может быть «прелестью», то есть от лукавого, который посылает соблазн» – человека начинают посещать мысли, что он избранный, что Господь ему подает об этом знаки. Скромность – одна из основных добродетелей.
 
Эльвира НОВИКОВА 

«АиФ на Оби» №52 от 28 декабря 2011 года
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1357 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 Борисъ  
0
Да... Светскому изданию правду говорить не будут. Так приукрашено...На самом деле был просто труд. Было и неприятие стройки старыми прихожанами.

2 Георгий  
0
Лубок, не совсем соответствующий действительности. Например, разводы у нас, хоть и редко, но бывают.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]