Главная » 2010 » Сентябрь » 9 » Взгляд со стороны: Вымирает Латгальская Королевщина
19:46
Взгляд со стороны: Вымирает Латгальская Королевщина
Согласно словарю Даля, деревня – небольшое крестьянское поселение, где нет церкви. В Королевщине, что в 30 километрах от Даугавпилса, храм есть, но его двери давно на замке. Когда-то довольно большое поселение сегодня ввиду малочисленности прихожан селом уже не назовешь.

Было время – в этих приятных глазу местах нарождались дети, игрались свадьбы, кипела на колхозных полях работа. А в большой старообрядческой моленной проводились, как и положено, службы. С тех пор много воды утекло – латгальские деревни и села уж давно народом не приумножаются, в них доживают свой век старики да растут без родителей, уехавших на заработки, брошенные на бабушек внуки.

Амбициозное название

Почему сия деревня носит амбициозное название Королевщина, из ее старожилов никто не знает. Разве что Любовь Ларионовна Кондрашова, учительница в прошлом, вспомнила: ее бабушка, со слов своей мамы, рассказывала, что в этих самых местах останавливался на ночлег шведский король со своим войском. Так ли это на самом деле – поди проверь!
 
Мать Любови Кондрашовой – Параскева Ивановна – вышла в Королевщину замуж за Лариона Емельяновича, там у нее родились три дочки. Параскева Ивановна работала учителем в Вишкской школе-восьмилетке. Когда Люба была еще девочкой, в большом амбаре летом устраивали танцы под гармонь. Молодежь танцевала и целовалась в его темных уголках. За влюбленными с интересом подглядывала малышня. Среди населения были и русские, и поляки, и латгальцы, но русских староверов все-таки больше. Поэтому и моленную здесь построили старообрядческую. Маленькую Любу родители водили туда на всенощную.
 
«Однажды я заснула на лавочке. Тогда отец пожалел и не стал больше меня брать. Мой дед по отцу служил в этой моленной»,– говорит Любовь Ларионовна, покинувшая эти места в конце 1960-х годов, вслед за сестрами. Но далеко не уехала – живет в Даугавпилсе, а в Малиново у нее дача, где, собственно, и состоялась наша беседа. После чего служебная поездка продолжилась уже в самой Королевщине.

И красуется надпись «каралева»

Прежде всего мы навестили моленную и старый кладбищенский погост при ней. Еще на подъезде заметили троих людей – приехали помянуть умерших родственников. Познакомились. Оказалось, что двое из них – Василий и Петр – внуки Варфоломея Гаврилова, бывшего камнетеса, и правнуки Тимофея Гаврилова, чей каменный памятник самый старый на кладбище – по обеим сторонам креста копье и сабля. Видно, при жизни ратное дело было ему хорошо знакомо, хотя, возможно, это символы борьбы за веру. А вот буквы на памятнике, к сожалению, уже не просматриваются.

На длинном, без всяких архитектурных излишеств здании моленной – ржавые купола с покосившимися крестами, прохудившаяся крыша. Ставни и двери наглухо заперты, замки. Службы здесь проводятся разве что во время великого поста. Окормляющий этот приход о. Тимофей Кудряшов из Даугавпилса боится везти сюда иконы – моленную не раз обворовывали. Так, в 2003-м украли 15 икон, в 2006 году – восемь. С тех пор о приезде священника местных оповещают по телефону. А служат и исповедуют в м. Вишки, в частном доме.

Согласно книге «Староверские храмы и общины Даугавпилсского края», моленная в Королевщине была построена в 1918 году – ровесница революции, значит. Из этого же источника узнаем, что в 1927 году здесь проживало 494 души, в 1938-м – 512. Наставником в это время был Романов, а председателем общины Григорьев, которого затем сменил Гаврилов.
 
Рядом с кладбищем стоит милый, но очень старенький домик. Однако он не заброшен и служит для кого-то дачей. Голубая дверь и голубые же ставенки, навес над крылечком живописно увит зеленым еще плющом, яркие цветы вокруг. Рядом с дверью на гвозде чей-то ветхий фартук. Кажется, будто его оставила много лет назад та, которой уж больше нет…
 
Но на одной романтике в деревне не прожить. Едем дальше и встречаем Язепа – уроженца этих мест. В лучшие времена Язеп работал механиком на ферме и трактористом. Окончил Вишкский совхоз-техникум. Спрашиваю: «Что в здешней округе королевского?» – «А ничего, – отвечает. – Даже автобусы не ходят. К врачу в Шпоги за 9 км надо ехать или скорую вызывать.

Автобусы перестали ходить два года назад, а остановку с надписью "Коrolevščina" установили недавно. Какой в ней смысл? Жди сколько хочешь – автобус не приедет». Но Язеп не унывает. Сельские зовут его на работу: кому дров поколоть, кому огород запахать (у Язепа есть лошадь), а кому и сена покосить. Вот и сегодня в его руках коса, на которую он привычно опирается при разговоре. Да еще картошка нынче хорошо уродилась. Так что на осень работы хватит.
 
Язеп проживает в единственном здесь двухэтажном доме, неподалеку от остановки. В доме на несколько семей ни воды, ни отопления. Зато при входе в него красуется надпись: КАРАЛЕВА. Вероятно, королевы все-таки здесь живут или по крайней мере для кого-то таковыми являются, топая до ближайшего магазина 4 километра – магазин в деревне Янтишки. Раз в неделю приезжает автолавка, но цены в ней кусаются – в Янтишках дешевле будет.

Собаки, коты да куры

Ольга Репина – тоже уроженка этих мест, рассказывает, что в довоенные годы дома в Королевщине стояли близко друг от друга. Их было около 60. Дети ходили в школу-четырехлетку в Харчишки, которые граничат с Королевщиной. В середине 1950-х школу закрыли. В Королевщине было много молодежи. В каждой семье по три-четыре ребенка. В хрущевские времена здесь выращивали кукурузу квадратно-гнездовым методом.

В Королевщине родилась и выросла Надежда Федотова, сегодня она пожилая женщина. В мае умер муж, осталась в доме одна. «Скучаю, – говорит, – а что делать? Слава богу, навещают дети и внуки из Даугавпилса». Рядом с домом болото, которое с каждым годом подступает ближе к жилью – мелиоративная система не функционирует. «Когда был жив муж, ловил в болоте карасей. А потом рыбы, как и людей, меньше стало. Почитай семь домов только и осталось, где живут», – рассказывает женщина, поглаживая рукой кота, примостившегося у нее на коленях. Сегодня ее главные собеседники собаки, коты да куры.
 
 
 
 
 
«Почему собаки на нас не залаяли?» – интересуюсь. «А они умные», – улыбается Надежда в то время, как ее подруга, назвавшаяся Федосьей, интереса к общению не испытывает. Сказала только: «Как жили, так и тужили – ничего интересного». Потом, оттаяв, пояснила: «Отец наш рано умер, оставил восемь сирот, трудно пришлось всем…»

А мы за поездку успеваем навестить Янину Першенкову, которую в деревне называют Ниной. Застаем ее на фоне распиленных дров. Минувший ураган расколол пополам старое дерево у дома, что было кстати. Среди чурок алеет платочек двухлетней внучки Янины – Виктории, пристроившейся здесь поиграть. Ее бабушка-пенсионерка держит двух коров, но молоко не сдает – сметана и масло свои. Тут же в траве, на солнышке резвятся котята.

Вот так и живут нынче в латгальской Королевщине. Королевской эту жизнь не назовешь…

Автор: Жанна ЧАЙКИНА
Фото: Юрий Дунайский

Грани.Lv
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1012 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]