Главная » 2015 » Май » 9 » «За Родину, за маму!» О чем писал солдат-старообрядец на фронте в личном дневнике?
10:37
«За Родину, за маму!» О чем писал солдат-старообрядец на фронте в личном дневнике?

Традиционно накануне всякого Дня Победы, не обязательно юбилейного, вспоминать – вдруг! – принято про живых ветеранов. Все без исключения СМИ вспоминают об их подвиге, о фронтовом пути. Но пройдет совсем немного времени и рассказывать придется о героях в прошедшем времени.

Портала «Страна.лайф», возможно, первым начнет эту традиции, поведав о фронтовике, чья судьба, в общем-то, типична, кроме, возможно, одного. Он прошел всю войну и сохранил при себе личный дневник, который заполнял в перерыве между перестрелками и марш-бросками и в редкие минуты, когда можно было отдохнуть….

Назар родился 21 октября 1921 в деревне Луговая Пермского края в семье старообрядцев Степана Яковлевича и Домны Степановны Шаламовых. Из трех сыновей он был старшим. Степан был человеком справедливым и детей тому учил. Он знал многих влиятельных людей того времени в Пермской губернии. В их доме часто собирались те, от кого многое зависело. Не без их вмешательства на войну ушел только один сын Шаламовых, а двое других остались помогать родителям по хозяйству. Семья жила хорошо и Назар часто вспоминал, как отец на праздники давал ему – совсем еще мальчонке – кусочки сахара.

По словам внучки ветерана, Татьяны Парамоновой, крепкая вера родителей в Бога отложилась и на судьбе Назара. Он рос с активной жизненной позицией – не стеснялся говорить о вере, духовности. Иконы, например, были в доме всегда, и у Шаламовых не принято было их прятать. По праздникам у образов теплилась лампада.

…О матери Назар Степанович всегда говорил с большой любовью и считал, что только благодаря ее молитвам выжил на войне. Женщина она была скромная, аккуратная, воспитанная. После смерти мужа, сохранила вдовство и одна поднимала троих сыновей – ходила в темной одежде, пенсию не брала, а жила только на подаяния. А, когда сыновья выпорхнули из гнезда, осталась одна в маленьком доме, где все говорило о ее скромности: скамья, на которой она спала в одежде, стол и пара ведер. Люди считали ее благочестивой, поэтому обращались: Молись за нас!»

Назар Степанович окончил семь классов и работал счетоводом в колхозе. В армию его призвали шестого мая 1941 года, когда в деревне еще ничего не предвещало. Но потом началась война. Он вел дневник, который много позже передал своим детям и внукам… Писал, что в городе Несвиж прибыл в часть, где служил курсантом и был секретарем при штабе.

А вот как бросала его судьба в годы войны:

25.06.41 был уже в Слуцке;

26.06.41 прибыл в Бобруйск (Белоруссия);

27.06 – 30.06 пошли в наступление к реке Березина, правому притоку Днепра;

1.07 отошли за Днепр на восточный берег, где город Рогачев;

14.07.41 пошли в наступление;

17.07.41 в два часа пополудни меня ранило в правую ногу осколком мины. Первую помощь оказали в прифронтовом санитарном батальоне;

20.07.41 отправлен в Гомель;

1.08 прибыл в Мичуринский госпиталь;

6.10 перевезли в Тамбов в госпиталь, так как рана открылась и даже стала гнить, было тепло, как летом;.

19.02.42 пошли пешком на Белгород через село Великая Михайловка, где был зачислен в десятую танковую бригаду;

20.02.42 пошли в наступление на села Лески и Озерки, был в танковом десанте;

10.03.42 в бою за село Рубежное на харьковском направлении, на Украине, за рекою Донец в 12.00 ранило пулей в правую руку, увезли в полевой госпиталь. Пока везли в госпиталь, рана кровила, собирали все, чем можно было перевязать;

15.04 направлен на учебу в Воронеж;

4.07.42 пошли пешком на Сталинград через село Дубовки, где переправились через Волгу;

7.07 прибыл в Ленинск, прошел подготовку;

24.08.42 утром было темно, прошли пустынный город и заняли оборону южнее Сталинграда;

27.08.42 в бою за село Ивановка шли ожесточенные бои, ребята молодые кричали «За Родину, за маму!» А у меня матерью была вшита икона в верхний карман шинели, и крест там же, они-то меня и спасли от смерти;

18.03.43 на станции Валуйки меня контузило в правую ногу.

По его рассказам, которые вспоминает внучка Татьяна, двигаться он уже не мог, но видел, что на другом краю сенного сарая уже появились немцы и отстреливают раненых русских. Назер, конечно, в плен сдаваться не хотел и приготовил последнюю пулю для себя… Видел, что русские отходят: бежали, кто мог.

– И лежа, тихим голосом говорю: «Помогите», – вспоминал он. – Бежал мимо длинный, худой солдат, метра под два ростом. Ловко закинул меня на плечо и пошел. Увидев, что мимо проезжала какая-то повозка, он закинул меня, а сам побежал дальше воевать. Благодаря ему, я жив.

Пока везли Назара Степановича в госпиталь, рана кровила. И вновь собирали все белье, которым только можно было перевязать. До мая он находился в госпитале и тут отметил вторую годовщину своей службы.

7.05.43 отправили в город Усманов в восьмую воздушную десантную дивизию, затем объявили, что я не строевой, поэтому отправили меня в Воронеж, а потом в Тамбов для работ писарем. Тут я заболел малярией;

15.11.43 защищал продовольственный порт в Мурманске, а затем отправлен в Заполярье;

10.04.45 получил письмо из дому: 29 марта помер отец;

16.05.45 был в Омске, а через неделю – в Иркутске.

Приказом командующего от 20 августа 1945 года ему было присвоено звание ефрейтора, то есть при необходимости он мог исполнять обязанности командира. Всего через пять дней приказом командования 92-й дивизии ПВО присвоено звание «младший сержант».

9.10.45 девушек отправили домой;

25.05.46 я демобилизован по указу Президиума СССР от 20.03.46.

Этого не указано в дневнике, но известно, что Шаламов за годы войны побывал также на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

- Про ордена и награды мало что известно, но помнят родные, что, когда дед надевал пиджак, тот сверкал медалями, - говорит внучка. – Он часто приходил ко мне в школу, и потом в техникум, чтобы перед классом и перед аудиторией рассказать о войне.

После войны их только двое живых вернулось со всего района. Назар Степанович в мирной жизни многим помогал восстановить документы о тех, кто, якобы, без вести пропал. Приходилось лукавить во спасение: он доказывал властям, будто сам видел, что его товарищ утонул в болоте или кого-то пуля задела при отступлении. Делал он это для того, чтобы родственники солдат могли получать хоть какие-то денежный крохи поддержки от государства.

В 1948 году женился и родил с супругой четверых детей. Рассказывал, как поднимал колхозы, учился в Перми на агронома и однажды его даже избрали председателем колхоза. Он много раз менял место жительства и трудился в разных сферах. Некоторое время жил в Свердловске и работал в питомнике, а в 1989 году вместе с супругой уехал в Карелию и обосновался в Петрозаводске.

А в 2000 году, уже в весьма почтенном возрасте, приехали с супругой в Екатеринбург, где уже и остались доживать. Несмотря на то, что был он старшим братом в семье и прошел войну, он намного пережил их. Сохранил бодрость духа и чувство юмора, имел хорошую память и, как и отец, всегда был за справедливость. Он увидел не только внуков, но и шестерых правнуков.

Сказать, что Назар Степанович был скромным – значит, ничего не сказать. Даже родные и близкие с трудом смогли отыскать пару фотографий, на которые он попал, впрочем, совершенно случайно. И эти семейные реликвии передали нам для публикации.

А упокоился Назар Шаламов совсем недавно – 11 декабря 2013 года в 92 года.

  Максим ГУСЕВ

Благодарим Татьяну ПАРАМОНОВУ за помощь в подготовке материала и за передачу уникальных дневниковых записей своего деда

http://strana.life/news/za_rodinu_za_mamu_o_chem_pisal_soldat_staroobrjadec_na_fronte_v_lichnom_dnevnike/2015-05-08-733

 

Категория: Даты | Просмотров: 965 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]