Горный Крым…
Люди
издавна стали заселять Крымские горы. Здесь, в пещерных городах, они
чувствовали себя более защищенными как от набегов из степи, так и от
нападений с моря.
Мангуп-кале – одна из наиболее высоких вершин Крыма. Здесь сохранились
остатки древнего города Мангуп: оборонительные укрепления,
крепость-цитадель, искусственная пещера со сквозным отверстием и
подземной тюрьмой, пещерный храм, остатки княжеского дворца,
христианских храмов и других построек. В 1996 г. историко-
археологический памятник Мангуп занесен ЮНЕСКО в список уникальных
мировых исторических древностей.
История
княжества Феодоро с центром на горе Мангуп в ХIII-XV вв. - яркая
страница в истории Крыма. Считается, что князья Феодоро происходили от
знатного армянского рода Гаврасов, княживших с ХI в. во внутренних
областях Понта, к югу от Черного моря, когда-то принадлежавшего царям,
носившим имя Митридат. Самым известным среди них является Митридат VI
Евпатор, закончивший свои дни в Пантикапее (Керчь). Позднее эти области
вошли в состав Трапезундской империи под властью императоров из
династии Комнинов.
Мангуп
самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато
площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая
атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на
горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. С III в.
по Р.Х. население горы (тогда еще не крепости) постоянно возрастало. Но
настоящий расцвет Мангуп переживает в XIII - XIV вв., когда становится
столицей княжества Феодоро.
На самой вершине Мангупа был выстроен княжеский дворец.
Феодор
Гаврас - первый правитель княжества, прославленный военачальник, был
захвачен в одной из битв в плен турками, привезен в Феодосиополь
(Эрзерум), где претерпел мученическую смерть.
Причисленный
к лику святых - воителей за веру, он стал почитаться как святой мученик
Феодор Гаврас Трапезундский. Позднее его останки были перевезены в
Трапезунд, где в то время правил его племянник Константин Гаврас, и
торжественно погребены. Над могилой были воздвигнуты церковь и
монастырь; память святого мученика приходится на 2 октября. На
фрагменте Синайской рукописи 1067 г., хранящейся в Публичной библиотеке
Санкт-Петербурга, имеется изображение Феодора Гавраса - миниатюра с
надписью "Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов", где изображен Исус
Христос, возложивший руку на голову святого воина.
Княжеский дом Феодоро гордился родством с Комнинами и Палеологами. Дочь
князя Исаака - Мария - была выдана замуж за Стефана III Мушата,
господаря Молдавского. Из русских документов известно также, что в
1474-1475 гг. великий князь Московский Иван III поручал послам вести
переговоры о бракосочетании своего сына с мангупской княжной. Браку
помешало турецкое завоевание Крыма в 1475 г.
Софью
Палеолог, племянницу последнего византийского императора, в 1472 на
пути в Россию сопровождал мангупский князь Константин Гаврас. Позднее
он принял постриг под именем Кассиана, и удалился в Ферапонтов
монастырь, а затем сам основал монастырь на берегах реки Учмы.
К
северо-западу от княжеского дворца в зарослях деревьев и кустарников
скрыты развалины базилики. Население княжества Феодоро в основном
состояло из православных христиан, и в Мангупе имелось много церквей —
и наземных, и пещерных. Вполне возможно, что главной среди них была
базилика. Некоторые археологи предполагают, что она
построена в период раннего средневековья — в VI веке, другие датируют
ее более поздним временем (VIII—Х век). Базилика несколько раз горела,
но ее вновь отстраивали. Последний раз ее восстановил в 1427 году князь
Алексей. Здание окончательно разрушено в 1475 году турками.
Один из пещерных храмов Мангуп-кале
Самая
интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к
восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в
скалах. Естественный грот перёд храмом использовался в качестве двора;
напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале.
Сама церковь украшена карнизом, арками, пилястрами, покрыта росписью,
от которой уцелели лишь фрагменты. По обеим сторонам алтарной ниши с
изображением Христа-отрока написаны отцы Церкви в покрытых крестами
облачениях со свитками в руках. Над ними в конхе апсиды — сильно
поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов
с алыми крыльями, в центре которой Христос с поднятой для благословения
рукой, с евангелием в левой. На плафоне арки в центре находится
медальон с изображением Богородицы Знамения: по обе стороны два пророка
в коронах и пышных облачениях.
С
самой высокой точки Мангупа открывается великолепный пейзаж: почти
каждая возвышенность, видная отсюда, — это историко-археологический
памятник. С вершины видно почти всю территориюкняжества
— от горы Чатыр-Даг на востоке до балаклавских скал на юге; за мысом
Чамны-Бурун виден Эски-Кермен, на севере — скалы Тепе-Кермена и
Качи-Кальона, с северо-запада, за холмами, — крымские степи.
В XV
веке город и княжество переживают расцвет. Феодоро сотрудничает с
улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами.
Все закончилосьв
конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был
единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада
началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через
внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники
устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие.
Через
полгода Ахмед-паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил
гарнизон для осады и стал отводить войска. Защитники, увидев, что
основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного
гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять
крепость. Всего турки ходили на крепость семь раз, положив несколько
тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он
погубил так много солдат..
Захватив Мангуп в
декабре 1475, турки в самом начале XVI в. превращают его в сильную
крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара
1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не
восстанавливалась в прежнем величии.
Значительная
часть плато, оставшаяся нераскопанной и живописно поросшая купами
деревьев и кустарником, позволяет угадывать направления улиц, площади,
кварталы застройки.
Более
пятисот лет назад пал Мангуп, двести лет назад его покинули последние,
немногочисленные уже жители; от княжества уцелели только пещеры и
развалины, все остальное либо погибло в огне пожарищ, либо было
уничтожено завоевателями, или, что особенно больно, забывшими
историческую память потомками.
Озеро, которое раскинулось у подножия Мангупа, рукотворное, устроено
в 1995 году. На дне озера – средневековое поселение и базилика. Когда
принималось решение о затоплении долины, никто даже не спрашивал мнения
археологов. Теперь, когда озеро мелеет, руины видны сквозь воду…
Близ
Бахчисарая, на горе-останце конической формы, возвышающейся на 540 м
над уровнем моря, и до 250 м - над окружающими долинами,был расположен еще один средневековый пещерный город – Тепе-Кермен.
Плато,
на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем
не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер,
расположенных в 6-7 ярусов.
Пещеры Тепе-Кермен
Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трех и четырех помещений.
В
северо-восточной части плато находятся остатки вырубленного в скале
христианского храма. Это довольно большая церковь, по архитектурным
особенностям необычная для средневековой Таврики. Она вытянута с юга на
север, а не с запада на восток, как это было обычно принято. Ее длина
более 11 м и ширина от 4 до 5 м.
Алтарная
преграда выдвинут вперед и занимает почти всю центральную часть
помещения. Такие постройки известны на территории Малой Азии, входивш
ей
в состав Византийской империи. Они появлялись в период иконоборческого
движения, что дает основание датировать этот храм VIII–IX вв.
Рядом с храмом была расположена купель.
Пещерный храм с крещальней
Внутрення часть того же храма
На Тепе-Кермен есть пещерная церковь VIII – IX вв. с высеченными крестами, остатками греческих надписей и могилами, а также
еще несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с
полукруглой алтарной апсидой расположены у южной оконечности городища.
Храм с ризницей
Многочисленность культовых христианских сооружений Тепе-Кермен дает повод некоторым исследователям считать его монастырем.
Туман над вершиной Тепе-Кермен
Еще один крупный
пещерный город Крыма – Эски-Кермен. Сейчас покинутый и безмолвный, в
годы средневековья он был крупным центром торговли и ремесел.
Эски-Кермен
расположен на плато обрывистой горы, вытянутой с севера на юг.
Протяженность плато более километра, наибольшая ширина 170 метров,
площадь 8,5 гектаров, а высота отвесных обрывов до 30 метров
Эски-Кермен
основан в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами. Его
название в переводе с татарского означает "Старая Крепость". Склоны
Эски-Кермена изрезаны пещерами. Их около 350 и относятся они большей
частью к XII-XIII вв.
Эски-Кермен
был хорошо укреплен. Над обрывами тянулись оборонные стены из крупных
блоков известняка толщиной в 2 метра и высотой до 3,5 метров.
Башни-казематы были высечены в скалах или сложены из камня.
На случай осады в скале был вырублен глубокий колодец на 70 кубометров воды.
Жилой
город занимал площадь 10 га. В городе имелись водопровод из гончарных
труб, подводивших воду от родников соседней возвышенности за четыре
километра; несколько православных храмов, некрополь.
Крепость
пережила немало тяжелых испытаний. Первый разгром Эски-Кермен произошел
в VIII веке. Окончательно город перестал существовать в конце XIII
века: в 1299 году он был сожжен ордами Ногая...
Самый
известный православный храм Эски-Кермена называют храмом Трех всадников
- по содержанию фрески в храме. Храм высечен в отвалившейся от массива
глыбе, имеет два входа и небольшое окно. В восточной части, между
каменными столбами, некогда был деревянный иконостас. В
соседней скале вырублена ризница (кладовая), наверху высечены гробницы.
Обе эти скалы стоят на территории эски-керменского некрополя.
На
северной стене, над большой, вырубленной в скале могилой, сохранилась
фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из
них, Георгий-Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других
держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе
коня видна фигура мальчика. Под изображением - следы греческой надписи,
смысл которой примерно таков: "Высечена церковь и написаны святые
мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов". Из двух могил,
высеченных в полу, одна находится непосредственно под фреской и
достаточно велика, чтобы вместить двух погребенных. Вторая расположена
у входа в храм и по размерам подходит для ребенка. Не предназначалась
ли она для мальчика, изображенного сидящим на крупе коня переднего
всадника? Видимо воины, павшие в борьбе с врагами, были причислены к
лику святых мучеников за веру. В юго-западном Крыму в XII-XIII вв., в
условиях непрерывной борьбы с набегами кочевых народов, вполне могло
сложиться такое отношение к памяти павших за родину. Само устройство
этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти
половину пространства, подкрепляет эту мысль: паломники, входя в одну
дверь, выходили в другую, во время службы в память погребенных
Фрагмент настенной росписи в одном их храмов Эски-Кермен
Остатки древней базилики на Эски-Кермен
Базилика. Алтарная часть.
Захоронения у храма в Эски-Кермен
Еще один храм в Эски-Кермен
На
востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над
тремя глубокими долинами, располагается еще один пещерный город -
Чуфут-кале. Сама природа подготовила здесь неприступную строительную
площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту
крепостными сооружениями.
Чуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. О
времени основания города нет единого мнения: некоторые исследователи
относят его к VI веку, другие - к X. Более ясной история города
становится с конца XIII в., когда в 1299 году войска бея Яшлавского из
орд темника золотой орды Ногая захватили крепость. Татары долго не
могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость –
инсценировали большую атаку, продолжая бить в барабаны, отдавать
команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда бдительность
защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и
ворвались в крепость. Мужчин-воинов нападавшие истребили, остальную
часть населения обратили в рабство…
В конце XV в. старый город стал своеобразной цитаделью при Бахчисарае и местом заточения знатных пленников.
В
конце XV в. в заточении здесь находился Литовский посол Лез, в 1648 г.
– польский гетман Потоцкий. Подобной же участи иногда подвергались
послы и видные политические деятели России. В 1752 г. здесь сидел
любимец Ивана Грозного Василий Грязной, три года томился в застенках
русский посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.), посланный в Крым для
заключения мирного договора
Вид из "окна" узилища
У села Предущельного в Бахчисарайском районе возвышается огромный скальный массив Качи-Кальон с двумя природными гротами.
Качи-Кальонский известняковый массив напоминает нос гигантского корабля, направленный вниз по течению реки Кача.
Впечатление усиливают "иллюминаторы" - вырубленные в скалах пещеры.
Один
из вариантов перевода названия "Качи-Кальон" - "Крестовый корабль". На
носу "корабля" действительно можно разглядеть созданный природой
гигантский крест.
Ущелья Качи-Кальон
Отдельные
пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от
него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги.
Судя по всему, поселение на Качи-Кальон возникло в раннем средневековье.
В
большом гроте с родником в IX веке возник монастырь, разрушенный, как
полагают, монголо-татарами. А на площадке перед ним хорошо заметны
следы монастырского кладбища - остатки надгробий и местами - провалы
(видимо, упавшие склепы).
Монастырь
возник в период иконоборческих гонений. Иконоборцы преследовали
иноков, которые были самыми стойкими защитниками иконопочитания.
Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земля переходили в
собственность государства, здания превращались в казармы; монахов силой
заставляли вступать в брак или отправляли в армию.
Крутые
меры властей вызвали бегство иконопочитателей в отдаленные области
империи. Массы беглых иноков стекались и в Крым; по-видимому, именно
они основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри Качи-Кальон,
Шулдан, Челтер, Инкерманский, Успенский.
Рядом с монастырским гротом - источник
В скале высечен крест, а рядом - выросла виноградная лоза
Крест, высеченный в скале
Один из пещерный храмов на Качи-Кальон - храм Святой Софии - целиком вырублен в огромном куске скалы
У входа в храм Святой Софии
Крест, высеченный в скале, рядом со входом в храм Святой Софии
Храм Святой Анастасии
Еще один храм на Качи-Кальон
Усыпальницы на плато Качи-Кальон
При
подготовке этой страницы были использованы фотографии и материалы
администратора сайта, а также фотографии с
сайтов Пещерные города Крыма, Активный отдых в горном Крыму, Крым.