Невьянский
район Свердловской области. Историческая «вотчина» староверов,
преимущественно часовенного беспоповского согласия. Об их общине слышал
я уже давно, но только нынче по осени появилась возможность побывать у
них, так сказать, «в гостях».
Без труда
нашел старое невьянское кладбище, на невысокой городской горе. Тотчас
узнал старообрядческие погосты. Тишина. По первому нынче уральскому
хрустящему снегу протоптал от аккуратной калитки тропинку – аж вокруг
всей часовни. И только тогда увидел вход.
На
мой стук долго никто не отзывался. И я уже подумал было, что внутри и
вовсе никого нет, когда вдруг сквозь тишину услышал чуть робкий голос:
- Хто там?
Представился,
успев в две фразы вместить рассказ о себе, о своих староверских корнях,
о том, что приехал с оказией из Екатеринбурга.
Визгнул
старый засов, поворот ключа, и из теплоты сеней пахнуло Русью – той,
дораскольной – воском, постным маслом, какими-то травами. Выглянула
моложавая старуха, лет шестидесяти, повязанная платком. Пару секунд
внимательно разглядывала.
- Пройди, чего уж, - не отступила в сторону, а повернулась и прошла внутрь. Я – за ней.
Взгляд
уперся в огромную старинную икону с лампадой. Нарочито медленно (чтобы
признали меня своим) кладу три поклона. «Доброго здоровия!»
Представилась кротко: Нина. В молельной на аналое – книга, вместо
закладки – кожаная вервица. Теплится лампада. То, что успел запомнить
сам из общения с часовенной староверкой, да что из певучей и красивой
русской речи выхватил мой диктофон – предлагаю читателю. Не взыщите,
такие обрывочные речи вела женщина-старообрядка:
***
А я дежурю сегодня, моление-то вчера закончилось, праздников нет пока никаких.
К
поморцам мы ближе… Но им лучше живется – храм себе в Екатеринбурге
строят, хотя, слышала я, немного их там. Они боятся никониан, ведь
сами-то оне вроде в никоновском храме пока молятся? Ну да не знаю я
толком, не наше это дело. Да я и не разбираюсь в тонкостях-то таких…
Вообще,
часовенных в Невьянском районе много, а вот ходят на молитву мало кто.
Молимся мы, как и положено, – по ночам на воскресный и праздничный дни.
А
в Москве я бывала – правда, не на Рогожском. А у поморцев там была.
Также молятся, как и мы. А впрочем, Бог их знает. На Павелецкой там же
у новозыбковцев бывала.
…Спокойно
у нас тут в часовне, кладбище сейчас уже не действующее – люди мало
ходят. Раньше-то погост старообрядческий был, а ноне все перемешалось –
те, что с крестами – наши могилы, а памятники все больше у нехристей.
В
нашем музее-то не был? Там о старообрядцах-то много собрано материала,
есть и интересные свидетельства и много всего из истории нашей. А
кладбище наше – это писаная история. Хотите, пойдемте – покажу…
Да
и там, где белокриницкие-то крест свой поставили – сегодня ведь молебен
молились вы – и храм строить будут – там неподалеку тоже живут наши. А
календарь трапез у нас – ваш, екатеринбургский – вишь, висит.
Трапезничаем-то мы с вами одинаково, строго. Посты и среды с пятками –
все одне.
Погода-то сегодня вона какая, снег
нападал… Ну да что я говорю много, пойдем на кладбище. Вот здесь
похоронена старообрядка Зотова, надгробие-то видите, разрушено: года
тыща восемьсот какого-то, сейчас уж тут и не видно (надпись на памятнике: 1802 года, июля).
А вот ее сын лежит. Сейчас тут на кладбище уже не хоронят, а нам,
староверам, на нынешнем городском погосте выделили целую секцию,
власти-то сами о нас позаботились, показали и место для погребений
наших.
А
вон видишь, за рекой там никонианская церква. Ее разрушили, потом снова
восстановили. Стройкой-то областной премьер Воробьев занимался,
курировал вроде, кажную неделю наезжал сюда. Контактов-то с ними мы
нарочно не поддерживаем, но сам пойми: семьи-то в основном сейчас все
смешанные, чисто-старообрядческие-то редко очень. Не знаю, как там у
вас сейчас, а у нас молодежь-то ослабла совсем.
Вот лежат Подвинцевы, тоже даты рождения все сплошь старые – 1792, 1809… То ли братья они, а может отец с сыновьями лежит.
Тюкиных тут покоится много, у вас какой Тюкин председателем-то в церкве? Мефодий? Ну вот, тут его предки и лежат (позже
председатель екатеринбургской общины РПСЦ Мефодий Тюкин подивится, что
меня вообще пустили в часовню и подтвердит: на невьянском кладбище все
предки его и схоронены, да и сам он в Русскую Православную
Старообрядческую Церковь перешел лишь в середине 1990-х,
а его матушка и по сей день от веры предков – часовенных беспоповцев –
не отказалась, здесь в Невьянске и живет, на службы, правда, уже не
ходит, болеет очень), много их тут, Тюкиных. Фамилия-то вообще наша
искони, невьянская. Там дальше еще из этой фамилии лежат, несколько
человек наших захоронены. А у вас настоятельствует ерей Зырянов? Ну да,
слышала, Павлом звать. Лично-то не знаю его, а с матерью знакома
немного.
Газету «Старообрядец» вот молодой
человек нам привозил из Нижнего Новгорода. Как его звать? Сергий
Рудаков, верно. Недавно был, поза-осенью, конференция в Политехническом
Университете проходила по староверию. Дай бы Бог, чтобы газета
продолжала существовать! Существует? Ну и слава Богу, помню я ее –
хорошая такая, и почитать есть чего.
К нам
сюда приезжают христиане из Верх-Нейвинска, Кировграда. Километрах в
двенадцати отсюда есть поселок Таволги, там молельный дом стоит. Туда
из поселка Быньги староверы тоже ездят. У нас один прихожанин на «Оке»
приезжает, говорит, работал в банке в службе безопасности, но уволиться
пришлось – по вере нашей нельзя там работать.
У
нас вот недостаток – некому литературу выпускать, а вот новозыбковцы
выпускают. Мы у себя-то в общине молимся только по старинным книгам, но
ведь не у всех они есть, чтобы келейно молиться. Канонник на славянском
я выписывала у поморцев, а у новозыбковцев – календари. Ну, я видела
нынче и ваш календарь, синий такой.
Раньше наши
областные-то газеты выписывали, я и сама читала, а сейчас вот
«Комсомолку» пятничную только. А что дивишься? Там бывают иногда
интересные статьи – классические православные вопросы рассматривают, не
везде их найдешь, интернета ведь у нас нету, про Агафью вот интересно
пишут. Иногда на одной странице про Агафью, а на другой – про разврат
статьи. Я сюда вот тоже приносила, мне наши говорят – смотри, чего тут.
А я что сделаю, если там про Агафью тоже написано?
А
журнал «Церковь»-то издается или нет на Рогожском кладбище-то? Редкий?
Ну я несколько лет назад наверное самый первый в возобновленном
варианте-то выпуск читала. Там тоже про Агафью много было. Значит,
все-таки издают иногда? И то хорошо. Пусть трудятся.
Телевизор
в доме не надо держать, не позволительно у нас. Ну это только те без
него, кто уж один сейчас живет – старики да и старушки, а с молодыми
если…Им ведь охота и телевизор глядеть, и музыку слушать. А так-то
телефонами сотовыми мы пользуемся (достала из кармана пальто – показывает мне):
видишь, вот. Ну, это же необходимость! Мало ли чего случится. Так-то у
нас и тут проведен телефон, но все равно одной-то оставаться ночью тем
более боязно.
А сама я только третий год ходить стала. Настоятелем тут у нас отец Василий Панфилович Васильев.
Аминь. Господь вас простит.
Записал Максим Гусев
Невьянск, Свердловская область.
Фото автора.