Самарское староверие Понедельник, 22-08-15, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Америка [8]
Канада, США
Австралия [1]
и Океания
Белоруссия [19]
Италия [0]
Литва [31]
Латвия [17]
Молдавия [5]
Польша [11]
Россия [100]
Румыния [25]
Украина [15]
Эстония [3]
Лица [3]

Наш опрос
Ваша конфессиональная принадлежность
Всего ответов: 2808

Главная » Статьи » Места староверские » Россия

"Люди мало ходят... Полчаса в молельной у часовенных: статья М.Гусева

Невьянский район Свердловской области. Историческая «вотчина» староверов, преимущественно часовенного беспоповского согласия. Об их общине слышал я уже давно, но только нынче по осени появилась возможность побывать у них, так сказать, «в гостях».

Без труда нашел старое невьянское кладбище, на невысокой городской горе. Тотчас узнал старообрядческие погосты. Тишина. По первому нынче уральскому хрустящему снегу протоптал от аккуратной калитки тропинку – аж вокруг всей часовни. И только тогда увидел вход.

На мой стук долго никто не отзывался. И я уже подумал было, что внутри и вовсе никого нет, когда вдруг сквозь тишину услышал чуть робкий голос:

- Хто там?

Представился, успев в две фразы вместить рассказ о себе, о своих староверских корнях, о том, что приехал с оказией из Екатеринбурга.

Визгнул старый засов, поворот ключа, и из теплоты сеней пахнуло Русью – той, дораскольной – воском, постным маслом, какими-то травами. Выглянула моложавая старуха, лет шестидесяти, повязанная платком. Пару секунд внимательно разглядывала.

- Пройди, чего уж, - не отступила в сторону, а повернулась и прошла внутрь. Я – за ней.

Взгляд уперся в огромную старинную икону с лампадой. Нарочито медленно (чтобы признали меня своим) кладу три поклона. «Доброго здоровия!» Представилась кротко: Нина. В молельной на аналое – книга, вместо закладки – кожаная вервица. Теплится лампада. То, что успел запомнить сам из общения с часовенной староверкой, да что из певучей и красивой русской речи выхватил мой диктофон – предлагаю читателю. Не взыщите, такие обрывочные речи вела женщина-старообрядка:

***

А я дежурю сегодня, моление-то вчера закончилось, праздников нет пока никаких.

К поморцам мы ближе… Но им лучше живется – храм себе в Екатеринбурге строят, хотя, слышала я, немного их там. Они боятся никониан, ведь сами-то оне вроде в никоновском храме пока молятся? Ну да не знаю я толком, не наше это дело. Да я и не разбираюсь в тонкостях-то таких…

Вообще, часовенных в Невьянском районе много, а вот ходят на молитву мало кто. Молимся мы, как и положено, – по ночам на воскресный и праздничный дни.

А в Москве я бывала – правда, не на Рогожском. А у поморцев там была. Также молятся, как и мы. А впрочем, Бог их знает. На Павелецкой там же у новозыбковцев бывала.

…Спокойно у нас тут в часовне, кладбище сейчас уже не действующее – люди мало ходят. Раньше-то погост старообрядческий был, а ноне все перемешалось – те, что с крестами – наши могилы, а памятники все больше у нехристей.

В нашем музее-то не был? Там о старообрядцах-то много собрано материала, есть и интересные свидетельства и много всего из истории нашей. А кладбище наше – это писаная история. Хотите, пойдемте – покажу…

Да и там, где белокриницкие-то крест свой поставили – сегодня ведь молебен молились вы – и храм строить будут – там неподалеку тоже живут наши. А календарь трапез у нас – ваш, екатеринбургский – вишь, висит. Трапезничаем-то мы с вами одинаково, строго. Посты и среды с пятками – все одне.

Погода-то сегодня вона какая, снег нападал… Ну да что я говорю много, пойдем на кладбище. Вот здесь похоронена старообрядка Зотова, надгробие-то видите, разрушено: года тыща восемьсот какого-то, сейчас уж тут и не видно (надпись на памятнике: 1802 года, июля). А вот ее сын лежит. Сейчас тут на кладбище уже не хоронят, а нам, староверам, на нынешнем городском погосте выделили целую секцию, власти-то сами о нас позаботились, показали и место для погребений наших.

А вон видишь, за рекой там никонианская церква. Ее разрушили, потом снова восстановили. Стройкой-то областной премьер Воробьев занимался, курировал вроде, кажную неделю наезжал сюда. Контактов-то с ними мы нарочно не поддерживаем, но сам пойми: семьи-то в основном сейчас все смешанные, чисто-старообрядческие-то редко очень. Не знаю, как там у вас сейчас, а у нас молодежь-то ослабла совсем.

Вот лежат Подвинцевы, тоже даты рождения все сплошь старые – 1792, 1809… То ли братья они, а может отец с сыновьями лежит.

Тюкиных тут покоится много, у вас какой Тюкин председателем-то в церкве? Мефодий? Ну вот, тут его предки и лежат (позже председатель екатеринбургской общины РПСЦ Мефодий Тюкин подивится, что меня вообще пустили в часовню и подтвердит: на невьянском кладбище все предки его и схоронены, да и сам он в Русскую Православную Старообрядческую Церковь  перешел лишь в середине 1990-х, а его матушка и по сей день от веры предков – часовенных беспоповцев – не отказалась, здесь в Невьянске и живет, на службы, правда, уже не ходит, болеет очень), много их тут, Тюкиных. Фамилия-то вообще наша искони, невьянская. Там дальше еще из этой фамилии лежат, несколько человек наших захоронены. А у вас настоятельствует ерей Зырянов? Ну да, слышала, Павлом звать. Лично-то не знаю его, а с матерью знакома немного.

Газету «Старообрядец» вот молодой человек нам привозил из Нижнего Новгорода. Как его звать? Сергий Рудаков, верно. Недавно был, поза-осенью, конференция в Политехническом Университете проходила по староверию. Дай бы Бог, чтобы газета продолжала существовать! Существует? Ну и слава Богу, помню я ее – хорошая такая, и почитать есть чего.

К нам сюда приезжают христиане из Верх-Нейвинска, Кировграда. Километрах в двенадцати отсюда есть поселок Таволги, там молельный дом стоит. Туда из поселка Быньги староверы тоже ездят. У нас один прихожанин на «Оке» приезжает, говорит, работал в банке в службе безопасности, но уволиться пришлось – по вере нашей нельзя там работать.

У нас вот недостаток – некому литературу выпускать, а вот новозыбковцы выпускают. Мы у себя-то в общине молимся только по старинным книгам, но ведь не у всех они есть, чтобы келейно молиться. Канонник на славянском я выписывала у поморцев, а у новозыбковцев – календари. Ну, я видела нынче и ваш календарь, синий такой.

Раньше наши областные-то газеты выписывали, я и сама читала, а сейчас вот «Комсомолку» пятничную только. А что дивишься? Там бывают иногда интересные статьи – классические православные вопросы рассматривают, не везде их найдешь, интернета ведь у нас нету, про Агафью вот интересно пишут. Иногда на одной странице про Агафью, а на другой – про разврат статьи. Я сюда вот тоже приносила, мне наши говорят – смотри, чего тут. А я что сделаю, если там про Агафью тоже написано?

А журнал «Церковь»-то издается или нет на Рогожском кладбище-то? Редкий? Ну я несколько лет назад наверное самый первый в возобновленном варианте-то выпуск читала. Там тоже про Агафью много было. Значит, все-таки издают иногда? И то хорошо. Пусть трудятся.

Телевизор в доме не надо держать, не позволительно у нас. Ну это только те без него, кто уж один сейчас живет – старики да и старушки, а с молодыми если…Им ведь охота и телевизор глядеть, и музыку слушать. А так-то телефонами сотовыми мы пользуемся (достала из кармана пальто – показывает мне): видишь, вот. Ну, это же необходимость! Мало ли чего случится. Так-то у нас и тут проведен телефон, но все равно одной-то оставаться ночью тем более боязно.

А сама я только третий год ходить стала. Настоятелем тут у нас отец Василий Панфилович Васильев.

Аминь. Господь вас простит.

 

Записал Максим Гусев

Невьянск, Свердловская область.

Фото автора.

Категория: Россия | Добавил: samstar (07-11-24)
Просмотров: 2953

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2022