Самарское староверие Суббота, 21-04-17, 00:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Америка [8]
Канада, США
Австралия [1]
и Океания
Белоруссия [19]
Италия [0]
Литва [31]
Латвия [17]
Молдавия [5]
Польша [11]
Россия [100]
Румыния [25]
Украина [15]
Эстония [3]
Лица [3]

Наш опрос
Что для Вас является основным источником получения новостей о жизни старообрядчества?
Всего ответов: 976

Главная » Статьи » Места староверские » Польша

Войновский старообрядческий монастырь (Польша).

В 1820 - 1830-х староверы-федосеевцы - около 380 семей (1213 чел.) - поселились на Мазурских озерах (тогда - Пруссия, с 1871 до 1945 - Экерсдорф, Германия; ныне - Польша), прибыв туда из Царства Польского, а некоторые - из Режицкого уезда Витебской губернии Российской империи. Поводом для переселения за рубеж послужило стремление федосеевцев избежать метрических книг (фактически браков) и призыва в армию. В Пруссии же 5 декабря 1825 король Фридрих Вильгельм II издал рескрипт, в котором обещал, что первое поколение "филиппонов" (так в Пруссии официально называли староверов-переселенцев), которое поселится на необработанной земле, купит ее, выкорчует лес и построит дома, будет освобождено от военной службы. Земли, предложенные старядцам в Пишской пуще, районе Крутыни и Миколаек, не были очень плодородными. Прусские власти положительно отнеслись к переселенцам, хотя король Фридрих и не был покровителем староверов. Несмотря на запрет польской колонизации Пруссии (декрет 1724), экономические соображения и желание освоить лесные массивы побудили прусские власти пойти на переселение староверов из Царства Польского в Мазурское поозерье, население которого вследствие эпидемий и войны с Наполеоном сократилось на 14 процентов.

В это время здесь возникло более 10 небольших староверческих деревень: Зеленная Пуща, Войново, Свигнайно, Иваново, Онуфриево и др. Главным занятием староверов на Мазурском поозёрье, как и на сувалкских землях, в XIX - нач. XX вв. было земледелие. Они также были известны как мастера-плотники, а беднота - как наемные рабочие. Старообрядцы были хорошими рыбаками и колесниками, занимались торговлей. В списках жителей десяти деревень Восточной Пруссии, в которых проживали староверы (составлены в 1842 комиссаром Шмитом), напротив многих фамилий были пометки: "живет в достатке", "состоятельно", "достойно", "трудолюбив", "солиден", "порядочный хозяин". В 1833 пастор Шульц писал, что "трудолюбие и трезвость колонистов могут оказать положительное влияние на местное население" т. е. на немецких евангелистов и польских протестантов.

Центром староверческой колонии стала дер. Войново (около 145 человек; в 1872 - около 400). Среди ее основателей был некий Сидор Борисов, выходец из Режицкого уезда Витебской губернии. В 1840 г. здесь была построена моленная.

В 1836 старцем Лаврентием Растропиным (1762 -1851) в двух километрах от дер. Войново был основан известный Войновский монастырь, ставший крупным религиозным центром староверов на Мазурском поозёрье.

Сначала это было мужское общежительство федосеевцев, поддерживаемое и финансируемое Московской Преображенской общиной. В 1847-1867 Свято-Троицкий Войновский монастырь - это важный центр дух. жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев на польских землях и в западных губерниях Российской империи.

В последней трети ХIХ в. Войновский монастырь в результате экономических трудностей, возникших после 1867 года и притеснений со стороны царских властей пришел в упадок и в 1884 году прекратил свою деятельность. В период трудностей развернулась миссионерская деятельность единоверцев: Павла Прусского, который до перехода в единоверие был настоятелем Войновского монастыря, а затем и его последователя, священника синодальной церкви И. Добровольского. Однако при поддержке Московской Преображенской общины религиозная жизнь Войновского монастыря была восстановлена, что позволило противостоять и миссионерскому влиянию.

С целью восстановления монастырской жизни в 1885 на Мазуры прибыла инокиня Евпраксия (Елена Петровна Дикопольская, 1863-1943), выкупившая вскоре монастырь и прилегающие к нему земли. К ней примкнули и оставшиеся инокини из сгоревшего перед отъездом Павла Прусского монастыря в Пупах, а также сгоревшего и вновь организованного монастыря между Осиняком и Майданем. Так началась новая страница в истории Войновского - теперь уже женского - монастыря. В 1897 году в женском Войновском монастыре проживало 25 лиц, среди них 8 послушниц, остальные - старики и калеки.

Духовный наставник женского Войновского монастыря

В начале XX в. положение монастыря улучшилось. После провозглашения свободы вероисповедания в России в монастырь начали поступать денежные сборы, старые иконы и книги. Прибыли новые послушницы; среди них - две дочери богатого казанского купца Тихонкина. В 1913 году в монастыре проживало около 40 инокинь и послушниц. В период 1-й мировой войны многих инокинь немцы вывезли в Цинт (ныне Корнево близ Калининграда); монастырь был разграблен.

Нелегкими стали для монастыря и 1920-1930-е годы. В 1925 году в нем проживало 12 инокинь и столько же послушниц, в 1939 - 7 инокинь, 10 сестер-послушниц. Кроме них - старики, сироты, больные. В этот период Войновский монастырь перешел к поморскому согласию. После экономического кризиса в Европе конца 1920-х-нач. 1930-х. у монастыря Появились материальные трудности. Кроме того, заморозки зимы 1928-1929 уничтожили большинство деревьев и овощных культур - важного источника существования монастыря.

Инокини ловили рыбу и держали скот. Монастырю принадлежало 30 га земли, в монастырском хозяйстве было 8 коров, 3 лошади. Продавали молоко, а также ткани, которые вырабатывали и для собственных нужд.

В годы Второй мировой войны монастырь не пострадал. После войны он постепенно угасал, поскольку не нашлось желающих поселиться в монастыре. Новые польские власти, тем не менее, с некоторым вниманием относились к нуждам оставшихся инокинь и послушниц. В 1959 году в монастырь было проведено электричество.

С течением времени ушли из жизни игуменьи Евпраксия, Антонина, Анафролия. Число насельниц сократилось до считанных единиц. Кстати, матушка Анафролия (в миру - Анна Яковлевна Илюшкина, 1886-1969) была уроженкой с.Преображенка Самарской губернии, в юности она уехала в Войновский монастырь, где выполняла обязанности уставщицы.

Перед своей смертью в 1972 году матушка Антонина подписала завещание на имущество монастыря, существовавшего как частное владение. По завещанию имущество разделено на три части: две достались старицам, живущим при монастыре, а третья - поляку-католику Л. Людвиковскому, который на протяжении многих лет помогал монастырю и обещал матушке Антонине содержать двух оставшихся инокинь до самой их смерти.

В 1980-х основная часть ценных икон и книг вывезена в Музей Вармии и Мазур в Ольштыне. До настоящего времени сохранились здания монастыря, монументальные сооружения из полевого камня, а также хозяйственные постройки.

 

Монастырю принадлежит 30 га земли - ранее она использовалась под посевы и выпас скота. Монастырь рассчитан на проживание 20-25 иночествующих. Однако в последние годы в монастыре проживали лишь две престарелые старицы - Фима (Евфимия Кушмер, в монастыре с 1929 года) и Елена (Елена Стопка; в монастыре с 1939 года). Они располагались в бывшем доме настоятельницы, где в их распоряжении находились также трапезная и моленная. В дни Великого поста, 31 марта 2005 года, на 93 году жизни скончалась старица Елена (1912-2005), а Великим постом 2006 года - и старица Евфимия (1916-2006)

 

14 мая 2002 скончался совладелец монастыря Л. Людвиковский, все права перешли к его сыну Кшиштофу, бывшему варшавскому адвокату, переехавшему на постоянное место жительства в Войново. Вступив в права, новый хозяин активно занялся туристическим делом, превратив монастырь в объект сельского туризма.

По материалам Словаря "Староверие Балтии и Польши"

Фото с сайтов http://mazury.info.pl/, http://www.philipponia.republika.pl/ , http://szewo.com,



Другие материалы по теме
Категория: Польша | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 2977

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021