Вчера наш сайт рассказал о том, как встречали Рожество Христово
белокриницкие старообрядцы прихода при храме Рожества Пресвятой Богородицы в
Браиле. Сегодня мы расскажем еще об одном белокриницком приходе Браилы - при
храме Введения Пресвятой Богородицы.
Когда-то на месте нынешнего Введенского храма стоял деревянный
храм староверов-беспоповцев. Около ста лет тому назад беспоповское общество
решило принять священство Белокриницкой иерархии, и лишь небольшая часть
беспоповцев - около 20-25 семей - отказалась признавать священство и решила
выйти из общества, а моленную построить на окраине хутора.
Именно в это время, когда большая часть беспоповцев решила
остаться в своем храме и сделать его белокриницким, один из прихожан, Игорь
Андреев (дедушка о.Аверкия Андреева), взялся своими силами построить на этом
месте большой каменный храм. Ему понадобилось на это около трех лет, и вскоре
на месте ветхого деревянного храма стоял высокий каменный храм с колокольней.
Колокола для храма были специально заказаны в России. Из России же привезли
золотые богослужебные сосуды и утварь, в частности, святой потир, дискос,
звезду, лжицу и все, что нужно для совершения Божественной Литургии.
Сейчас приход Введенского храма составляют около 500 семей
русских старообрядцев. Около 50 лет служит в этом храме о.Лука. Но в последнее
время батюшке, достигшему преклонного возраста, трудно одному окормлять столь
крупный приход. Поэтому несколько лет назад митрополит Белокриницкий Леонтий
рукоположил в священники на Введенский приход о.Игнатия, молодого и энергичного
священника, который много трудится на ниве Христовой для пользы своей паствы и
всех древлеправославных христиан.
Много лет прихожанином Введенского храма был внук его
основателя Игоря Андреева, Аверкий Андреев. но после того, как отошел ко
Господу основатель и настоятель храма Рожества Пресвятой Богородицы о.Мартиниан,
а оставшемуся в храме священнику о.Иоакиму стало слишком сложно управляться с
приходом, состоящим из тысячи семей, общество Рожественского храма попросило
Аверкия Андреева стать им пастырем. Вскоре состоялось рукоположение, и теперь
о.Аверкий служит в Рожественском храме.
Перед
службой
С колокольни несутся звуки
колокола
Старообрядцы спешат на службу - опаздывать
не принято
Девушки стараются одеться на праздничную службу
наряднее
Служба Рожесту
Христову
Главы ваши Господеви
преклоните
Служба
заканчивается....
После службы хозяйки спешат домой - хотя все праздничные блюда
приготовлены заранее, нужно накрывать праздничный стол
Праздничный стол
накрыт и ожидает христославщиков..
На праздничном столе у старообрядцев Румынии обязательно стоит
холодец - это главное праздничное блюдо. Еще на столе - голубцы, домашняя
колбаса, паштет и другие блюда. Все мясные блюда приготовлены в эти дни только
из свинины.
Христославщики - это староверы, которые в праздничные дни ходят
из дома в дом и славят Христа родившегося. Славить Христа ходят взрослые и дети.
Детям дарят бублики, яблоки, печенье, конфеты, иногда деньги. Взрослых угощают
вином и закусками.
Вино на Рожество Христово готовят специальное: его кипятят с
сахаром и черным перцем. Румыния - одна из тех стран, которые славятся своими
винами. Виноградники здесь есть почти у каждого старовера. Каждый год в
сентябре-октябре каждая семья готовит вино и закупоривает его в бочки, а на
Рожество открывается первая бочка молодого вина.
В эти дни, от Рожества Христова до кануна Василия Великого,
славить Христа по домам пасомых ходят и священники, а паства с радостью и
почтением принимает своих отцов духовных.
Традиция славления Христа у староверов Румынии сохраняется с
древнейших времен, когда первые староверы переселялись сюда из России, скрываясь
от преследований. И с тех самых пор эта традиция никогда не прерывалась - даже в
годы безбожной коммунистической власти. К сожалению, в России во многих местах
утрачена, и только в последние годы начинается ее постепенное возрождение.
Славление Христа в Румынии не имеет ничего общего с языческими
бесчинными зрелищами, которые в России иногда выдаются за "возрождение
традиции". Чин славления Христавключает первую песнь первого и второго канона
Рожеству Христову ("Христос раждается, славите" и "Спаси люди"), тропарь
Рожеству ("Рожество Твое, Христе Боже наш"), Слава и ныне глас 3-й, "Девая днесь
Пресущественнаго рождает", два ирмоса 9-й песни канона "Таинство странно" и
"Подобаше убо нам" с припевами, а заканчивается отпустом "Рождеися в Вифлееме
Июдейстем" и поздравлением хозяев дома с великоторжественным праздником.
© 2006 "Самарское Староверие"