Самарское староверие Пятница, 19-05-24, 00:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
г.Каунас [1]
Балта [1]
г. Белгород [1]
с. Большое Непряхино [1]
г. Вильнюс (Литва) [1]
г. Великий Новгород [2]
д. Дегучяй (Литва) [1]
г. Екатеринбург [2]
г. Жмеринка (Украина) [1]
дер.Муро-Стревиники [1]
г. Нарьян-Мар [1]
с. Новая Некрасовка (Украина) [1]
г. Новосибирск [1]
с. Пристань Свердловской области [1]
г. Псков [1]
г. Самара [3]
с. Старая Некрасовка (Украина) [1]
г. Саратов [1]
г. Старая Русса [1]
г.Сызрань Самарской области [2]
г. Тольятти [2]
г. Томск [1]
г. Ульяновск [1]
г. Уфа [1]
г. Утена (Литва) [1]
г. Швенчёнис (Литва) [1]

Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?
Всего ответов: 1141

Главная » Статьи » Приходские страницы » г. Саратов

Саратов. Поморская община
Саратов издавна был одним из центров староверия, и одним из наиболее многочисленных здесь было поморское согласие. Уже в конце XVIII - начале XIX в Саратове существовали поморские часовни-моленные: старопоморская арсеньевская, волковская новоженов, волковская (песковская) федосеевская, кабановская федосеевская.
 
Около 1812 года саратовский купец-поморец Иван Васильев Волков женился на дочери воронежца Феодора Козлова. По возвращении в Саратов он устроил в своем доме на Валовой улице моленную, наставником в которой стал его тесть. Вместе они принялись за пропаганду своей веры, и вскоре на месте домашней моленной пришлось построить обширную каменную часовню (волковскую). Иван Васильевич Волков был бессменным попечителем моленной, а затем попечителем стал Иван Дмитриевич Волков.
 
2 июня 1854 года моленная была опечатана. Из описи запечатанной молельни видно, что в ней было найдено: древних церковных книг печатных - 33, рукописных - 17, образов, писанных на досках -112, 2 хоругви, свещ и огарков 5 пудов 12 фунтов, 100 подручников, 50 лестовок. В списке, хранившемся при часовне, числилось 170 семейств в количестве 839 душ.
 
По временам в Саратов приезжали видные деятели  старооврядчества из других городов и нередко оставались здесь на жительство. К числу таковых принадлежал купец-дворянин Иван Артемьевич Волков-Песковскнй, прнБывший в Саратов из Калуги. Своими знаниями, организаторским талантом и уменьем вести общественные дела, Песковский обратил на себя внимание саратовцев и вскоре был избран городским головой. Современник, хотя и не сторонник его по религиозным убеждениям, дает о Песковском следующий отзыв: купец, дворянин и кавалер (ордена Св. Анны), Волков-Песковскнй служил главной опорой для саратовских поморцев. Он долго служил со славой в должности саратовского городского головы, был украшен многочисленными медалями и пользовался расположением местных властей.
 
На его дворе по Часовенной ул. против старого гостинного двора, еще в 1775 г. отцом его была построена моленная, теперь же Песковский построил новую обширную, в виде двухэтажного каменного дома. Здадние строилось, по описанию современников, специально для моленной: восточная стена не имела окон, а этажи никогда не были разделены полом. Вся восточная стена до потолка была занята 5-ярусным иконостасом. К северной и южной стенам приделаны деревянные клиросы, у западной стены для помещения женщин - антресоли, или хоры, под которыми две комнаты: одна назначалась для женщин, другая была передней. При часовне, как сообщал граф Стенбок, - жило до 50 баб и девок, совершавших богослужение и распространявших раскол...
 
Строительство поморских часовен шло почти одновременно в нескольких местах- Помимо Песковской, возникла еще молельня, построенная Степаном Яковлевичем Кабановым-Никитиным по Сергиевской улице. Часовня была построена в 1811 г., с разрешения губернатора Панчулидзева, при ней жило свыше 20 человек обитателей. От глаз постороннего наблюдателя часовня была скрыта овширным садом, обнесенным высоким тыном. По описи, сохранившейся при делах губернского правления, видно, что часовня была деревянная, построенная на каменном фундаменте; в длину она была 5 саж. 2 арш., в ширину 4 саж., в вышину 1 саж. 2 арш. По восточной стене внутри устроен иконостас, по сторонам - два клироса и отделение для женщин. Настоятелем общины был Афанасий Антонов, преклонный старик, которому в 1834 г. был 81 год. Другим наставником был Гавриил Васильев, считавшийся распространителем поморства в Самодуровке Хвалынского уезда.
 
Строитель молельни Кабанов считался опасным совратителем "православных" в поморство и за ним считалось немало таковых дел. Особенно скандальное "дело" вышло на этой почве в 1837 г. В интересах "вящщего" уловления старооврядцев в "православие" епископ Иаков учредил в Саратове "общество благочестивых" из лиц, наиболее преданных господствующей церкви. Желая особенно выслужиться пред его преосвященством, некоторые члены общества устраивали ловушки для старообрядцев, притворно соглашаясь перейти в старообрядчество. Одной из самых ревностных была камышинская мещанка Елена Серебрякова. Испытанная в этих делах, Серебрякова устроила "ловушку" и Кабанову. Отмечая "подвиг" Серебряковой, Иаков в донесении своем Синоду излагает и самый факт. "Последняя (т.е. Сереврякова) была многократно склоняема саратовскими поморцами перейти в их "ересь" и окреститься по их обычаю; притворно согласившись на сие, она донесла о том мне. При содействии полиции поморцы захвачены совершенно приготовившимися к произведению над Серевряковой овряд перекрещивания, участников было много". Ввиду этого Иаков ходатайствовал о награждении Серебряковой за изъясненное открытие 100 руб., и Синод 28 февраля 1838 г. уважил это ходатайство. Всех же "раскольников" "накрыли и забрали". В 1845 году волковская и кабановская часовни были закрыты.
 
 
 
Саратовский Свято-Троицкий поморский храм. Изображение 1914 г. В 1920 г. сгорел, был восстановлен. В 1934 г. закрыт, переоборудован, купола снесены. Ныне в нем жилой дом.
 
В начале ХХ в.Саратов был одним из центров поморского согласия, активными деятелями саратовской поморской общины были  Т.А.Худошин, В.З.Яксанов, здесь издавался журнал "Щит Веры", работало издательство, действовала школа.
 
 
 
 
Терентий Акимович Худошин - поморский начетчик, активный деятель Поморского староверия в Поволжье и Поморской Церкви в целом,  один из организаторов первой саратовской старообрядческой школы.
 
 
Василий Захарович Яксанов - редактор и издатель поморского журнала "Щит Веры", один из организаторов первой саратовской старообрядческой школы.
 

 1910 г. Учащиеся  первой саратовской старообрядческой школы
 
 
 
 
 1957 г.  Поморский храм в Саратове
 
 
 1957 г. Саратовская поморская община
 
 
Духовным наставником саратовских поморцев в 60-70-е гг. ХХ в. был о.Евдоким Яковлевич Кусков
 
 
Причт Саратовской Поморской общины в 70-х гг. ХХ в.
 
 
 
 2004 г. Здание бывшего поморского храма в Саратове. В первой четверти ХХ в. здесь действовал Духовный Совет, проходили поморские Соборы.
 
 
Христиане проводят весеннюю уборку на кладбище
 
 
Крестный ход на храмовый праздник общины
 
 
Установка нового купола на храм
 
 
Во время крестного хода
 
 
С гостями из Петербурга
 
 
Саратовские поморцы после соборной службы

9 октября 2004 года, на праздник Преставления св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Саратовском Поморском храме состоялось благословение в наставники общины Виктора Алексеевича Вялимсова. Чин благословения совершили духовный наставник Невской старообрядческой общины (С-Петербург) о.Владимир Шамарин и духовный наставник Сызранской Поморской общины о.Никола Темников. В настоящее время о.Виктор Вялимсов продолжает служить наставником Саратовской Поморской общины.  Председатель Совета общины - Виктор Геннадьевич Попов

При общине работают школа и учебные курсы, выходит газета "Старая Вера"
 
 
История
 
 
 
 
 
Причт Саратовской Поморской общины. 1968 год. Фотографии из Календаря Древлеправославной Поморской Церкви на 1969 год
 
 
Жизнь общины
 
 
 
 
 
 
Культура
 
 
 
 
 
При подготовке странички использованы фото и материалы из газеты "Старая Вера", которую издает Саратовская Поморская община
 
Категория: г. Саратов | Добавил: samstar (07-12-03)
Просмотров: 4271

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2019