Самарское староверие Четверг, 19-04-18, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Ваш возраст:
Всего ответов: 1699

Главная » Статьи » Православие в красках » Кипр

Кипр: страницы раннего христианства. Часть 1
Кипр – островное государство в северо-восточной части Средиземного моря. Остров расположен на перекрестке морских путей, связывающих Европу, Азию, Африку, и потому издавна привлекал завоевателей. В 12-11 вв. до Р.Х. началась греческая колонизация острова. Греки основали здесь города-государства Пафос, Саламис, Курион, Китион и другие. В разное время богатые греческие колонии на Кипре  пытались захватить финикийцы, ассирийцы, египтяне, персы. В 333-325 гг. до Р.Х. Кипр стал частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Кипр стал провинцией  Птолемеев и следующие два века принадлежал эллинскому миру Александрии. С 58 г. до Р.Х. Кипр стал провинцией Римской империи. Позднее его  захватывали византийцы, арабы, крестоносцы Ричарда Львиное Сердце, франки, венецианцы. Затем Кипр был частью Османской империи,  Британской колонией, и, наконец, в ХХ в. обрел независимость. 
 

 

 
 
 
На Кипре есть много по-настоящему интересных для православного человека мест, связанных историей  раннего христианства.  Здесь словно оживают страницы Книги Деяний Святых Апостолов.
 

 

 
 

 

Паломники, путешественники, моряки и купцы из России, посещая Святую Землю, всегда останавливались на острове, чтобы поклониться его святыням, отдохнуть и пополнить запасы воды и продовольствия. В своих записках они оставили самые теплые воспоминания об этой благословенной земле. О святынях и истории острова писали в начале XII века - игумен Даниил; во второй половине XV века - священноинок Варсонофий.
 

 

 
 
 
Один из древнейших городов Кипра – Саламис (Саламин) – родина апостола Варнавы. Он родился в семье богатых иудеев, носил имя Иосиф. В юности родители отправили его учиться в Иеросалим к учителю Гамалиилу.  Там Иосиф повстречался с Господом и стал апостолом от 70-ти. Тогда же ему было усвоено имя Варнава, что означает «сын утешения».  
 

Когда Савл,  призванный Господом и укрепившийся в вере, вернулся из Дамаска в Иерусалим,  он  хотел присоединиться к ученикам Господа:  покушашеся прилепятися ученицех и вси бояхуся его, не верующе яко есть ученик (Деян., зач.22)   Поверил Савлу лишь апостол Варнава:   Варнава же прием его приведе ко апостолом, и поведа им, како на пути виде Господа, и яко глагола ему, и како в Дамасце дерзаяше о имени Господа Исуса глашеже состязашеся с эллины. (Деян., зач.22)  С тех пор Савл был среди учеников Господа. Через некоторое время апостол Варнава отправился в Тарс, и найдя там Савла, привел его в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили народ, и ученики в Антиохии первый раз стали называться христианами.   

 

Из Антиохии Варнава и Савл, послана бывша от Духа Свята, снидоша в Селевкию. Оттуду же отплыша в Кипр (Деян., зач.31).   Это  первое путешествие апостола Павла с проповедью слова Божия. Большинство исследователей считает, что было это в 45 г. по Р.Х.   

 

С Савлом и Варнавой был племянник Варнавы Иоанн – будущий евангелист Марк, апостол от семидесяти. Сначала апостолы  вели проповедь на востоке острова - в Саламине, на родине апостола Варнавы, где было много иудеев. И бывше в Саламине, возвещаху слово Божие на сонмищах иудейских (Деян., зач.31).
 
Затем они направились в столицу острова – Пафос, который расположен на западе, пройдя,  таким образом,  с проповедью весь остров.  Пришедша же остров даже до Пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеянина ему же имя  Вариисус, иже бе со анфипатом Сергием Павлом мужем разумным. Сей призвав Варнаву и Савла, взыска услышати слово Божие.  Противляше же ся им Еллима Волхв, тако бо сказается имя его. Искии отвратити анфипата от веры.  Савл же, иже и Павел исполнися Духа Свята, и воззрев нань, рече О мчполнене всякия лести и всякия злобы, сыне диаволов, враже всякоя правды, не престаеше ли развращая пути Господня правыя; и ныне се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до мене, и внезапу нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вождя. Тогда видев анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни (Деян., зач.31)  

 

С этого момента  Савл стал именоваться в Деяниях святых апостолов Павлом. Большинство толкователей полагает, что в память о первом совершенном им чуде и обращении проконсула(анфипата) Сергия Павла, Савл принял его имя и стал называться Павлом.  
 
 
 

 

Существует предание, что еще до обращения Сергия Павла, по наветам иудеев и язычников, апостол Павел был схвачен, привязан к мраморной колонне и подвергнут бичеванию - 39 ударам.  И сегодня в Като Пафосе – нижней,  старой части Пафоса, сохранилась «колонна бичевания» - по преданию, именно здесь претерпел страдания апостол Павел.
 
 

 

 
 
Остаток мраморной колонны уцелел при землетрясениях. Камень кажется прохладным, хотя на солнце – под пятьдесят градусов.  Рядом с ним небольшая табличка, на которой по-гречески и по-английски написано: «Колонна Святого Павла».
 
 
  
 

 

 

После 394 года на месте обращения в христианство правителя острова и проповеди апостолов был построен храм-базилика Хрисополитисса.  Скорее всего, именно  этот храм был кафедральным собором епископа Пафского. Первым епископом Пафоса считается святой апостол Епафрас, память которого празднуется 4 (17) января.

 

Позднее храм был разрушен. Археологи обнаружили части стен, колонны, мозаичные полы, выложенные из небольших квадратных цветных камней. Особенно замечательна монограмма имени  Христа  в виде пересекающихся внутри круга греческих букв. Она найдена в алтаре храма и означает Господа Нашего Исуса Христа, Альфу и Омегу, начало и конец всего существующего и якорь нашего спасения. Сохранились  фрагменты мозаик с христианской символикой, орнаментами, текстами из Ветхого Завета, а также обломок мраморной плиты II века от Р.Х., с греческой надписью "Павла апостола", Рядом с базиликой в Пафосе обнаружены руины древней синагоги, которую, по преданию, в юности посещал апостол Варнава.  Позднее апостол Варнава не раз отправлялся с Кипра с проповедью к язычникам, в том числе, на Крит и в Италию. По преданию, он первым был в Риме,  затем основал церковь в Медиолане (Милане).

 
 
 
 
 

Около 62 г. по Р.Х. апостол Варнава вернулся на Кипр,  где продолжал проповедь о Христе.  Там же, в Саламине, иудеи, которым была ненавистна проповедь св.Варнавы, побили его камнями. Св. ап. Марк тайно совершил погребение апостола Варнавы в одной из пещер близ Саламина. Вместе с телом апостола св.Марк положил собственноручно переписанное св.Варнавой Евангелие от Матфея – с ним св.Варнава не расставался никогда. На фото вверху: пещера, в которой был погребен св.ап.Варнава. 

 
 

 

 

Честные мощи св.ап.Варнавы были обретены в конце V в.  По преданию, в 488 г. сам  святой, явившись во сне архиепископу Кипрскому  Анфиму, указал место, где находились его нетленные мощи. Архиепископ созвал священников и горожан, и вместе они отправились на указанное св.апостолом место. Пещера к тому времени была засыпана землей и камнями, над ней росло рожковое дерево (редкий, встречающийся только на Кипре вид). Раскопав пещеру, христиане нашли раку с честными мощами святого. На груди апостола было найдено Святое Евангелие от Матфея. С известием об этом архиепископ отправился к византийскому императору Зенону (в этот период Кипр был частью Византийской империи). С радостью император Зенон принял известие об обретении мощей святого апостола Варнавы. Обретенное Евангелие  по повелению императора было оставлено в дворцовой церкви в Константинополе. А над гробницей апостола Варнавы была возведена часовня. 

 

 

 

 
Многие исцеления происходили у мощей святого Варнавы,  киприоты до сих пор называют эту местность «местом здравия». Позднее честные мощи святого были перенесены в Константинополь, но место, где был погребен апостол,  до сих пор почитают.  
 
 
 

 

Во второй половине  IV в. на кафедру Саламина, который стал к тому времени столицей Кипра и был переименован в Констанцию, был избран святой праведный Нифонт, пямять которому 23 декабря (5 января). Святитель Нифонт мирно скончался  и был погребен на острове. 

 

После кончины святителя Нифонта, в 367 г. по Р.Х., на архиепископскую кафедру в Самамине был избран святитель Епифаний, ученик Илариона Великого. 36 лет он управлял епархией и скончался в 403 году на 96 году жизни. В конце IX века мощи святителя были перенесены в Константинополь. Святитель Епифаний боролся с арианством и прочими ересями и написал два сочинения  против ересей: "Анкорат" - "якорь" и "Панарий" - "ящик с лекарствами, аптека". Святитель Епифаний знал несколько языков: еврейский, греческий, сирийский, коптский и латинский. Память иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Кипрскаго, совершаем 12 (25) мая.

 

Преемником святителя Епифания был архиепископ Кипрский Савин. Скончался он в V веке. Память иже во святых отца нашего Савина, архиепископа Кипрскаго, совершаем 12 (25) мая.

 

Родом с Кипра и святой апостол от семидесяти Аристовул, брат апостола Варнавы. По преданию,  св. Аристовул был послан апостолом Павлом в Британию, где проповедовал о Христе Исусе и основал церковь. Он стал первым епископом Вританийским (Британским). Скончался он также в Британии.  В Послании к римлянам (Римл.16:10) апостол Павел приветствует верных из дома Аристовулова. Исследователи считают, что речь идет о св.апостоле Аристовуле. Память святого апостола Аристовула 4(17) января, 16 (29) марта, 31октября (13 ноября).

 

Уроженцем Кипра был также Никанор, апостол от семидесяти. В Деяниях святых апостолов сказано,  что апостолы избрали в диаконы из своего числа мужей, которые исполнены Духа Свята и премудрости. И избраша Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора, и Никонора, и Тимона, и Пармена, и Николая пришельца антиохийскаго (Деян., зач. 16)  Одним из семи был Никанор.  Святой апостол Никанор был убит иудеями  в Иеросалиме в один день со святым первомучеником Стефаном. Память св.ап.Никанора 28 июля (10 августа).

 
 

 

В Ларнаке (бывшем городе-государстве Китион, или Кития), находится одна из православных святынь – могила святого Лазаря, друга Божия. По преданию, после воскрешения  Праведного Лазаря иудеи искали случая убить его, т.к.  множество людей уверовало в Господа. Поэтому Лазарь был вынужден удалиться на Кипр. Здесь в 45 г. по Р.Х. он встретил свв.ап. Павла и Варнаву, которые рукоположили его в епископы Китии. Святой Лазарь был первым епископом китийским и прослужил в Китии  восемнадцать лет. Скончался он в 63 г. по Р.Х. и был погребен на территории современной Ларнаки. Над гробницей святого к 890 г. был построен храм.  Храм св. Лазаря сложен из массивных каменных блоков. Он неоднократно перестраивался, но в основе храма -  трехнефная базилика IX века. С юга к храму пристроена открытая галерея, с юго-восточной стены - высокая колокольня. 

 

 
 
 
 

                            Иконостас храма Св.Лазаря в Ларнаке

 

 
 

 

Позднее, перед угрозой арабского вторжения, жители Ларнаки согласились передать честные мощи святого в Константинополь, но часть мощей оставили в Ларнаке. Справа под иконостасом – спуск в невысокую полутемную пещеру, где находится гробница Святого Лазаря. На гробнице надпись по-гречески «Лазарь, друг Божий».           

 

 

 
 
 
 

В 1204 г., во время четвертого крестового похода крестоносцы вывезли мощи св.Лазаря из Константинополя в Марсель, где те затерялись. Таким образом,  частица мощей св.Лазаря в настоящее время осталась лишь на Кипре.

 

 
 

 

Мощи святого Лазаря в серебряном ковчеге выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

 

 
 
 
 

С юга и запада храм св.Лазаря окружают двухэтажные корпуса. В одном из них расположен музей византийской иконы с экспозицией, посвященной истории храма.

 

 

При подготовке сюжета использованы фото автора сайта, а также фотографии  Альфреда Рихтера и фото с сайта http://www.exclusively-cyprus.com

Категория: Кипр | Добавил: samstar2 (08-07-17)
Просмотров: 4108

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2019