Самарское староверие Пятница, 24-04-26, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
В каком населенном пункте Вы живете?
Всего ответов: 1128

Главная » Статьи » Православие в красках » Кипр

Кипр: страницы раннего христианства. Часть 3
 

 
 
 
К сожалению, на Кипре почти не сохранились раннехристианские базилики: причиной этому были не только нападения завоевателей, но и разрушительные землетрясения, периодически случавшиеся на острове. На фото: руины раннехристианской базилики неподалеку от Лимассола.
 

 

 
 

 

Одна из старейших церквей Кипра - Агиа Параскева (храм Святой Парасковии) - находится в дер. Иероскипу близ Пафоса. Храм был построен в V в.
 

 

 
 

 

Зато на Кипре  прекрасно сохранились небольшие церкви византийского периода. Для того, чтобы увидеть их, нужно ехать в горы. Там, на краю разбросанных в горах деревушек, сохранились эти замечательные памятники. Некоторые из них внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.
 

 

 

 

                       Церковь Св.Михаила Архангела в деревне Галата
 
Эти деревенские церквушки внешне совершенно не похожи на храмы, скорее, они напоминают деревенские амбары. Киприоты опасались украшать свои церкви внешне, потому что жили под постоянной угрозой нападения.  Зато внутри большинство этих храмов украшено замечательными фресками. 

 

 
 
 
 
Церковь Панагия Подиту в деревне Галата

 

 
 
 
 

Одна из самых замечательных деревенских церквей - Панагия Форвиотисса -расположена в горной деревушке Асину. Она была построена между 1099 и 1105 в честь Пресвятой Богородицы. 

 

 

 
 
 

Очень скромная и малозаметная на первый взгляд, внутри она украшена  прекрасными древними фресками. 

 
 
 

 

Пророки, мученики, Отцы Церкви взирали со стен на молящихся, а молящиеся чувствовали единение с верующими былых времен. Ныне церковь закрыта, желающие войти в нее просят живущего в деревне сторожа открыть двери. Как правило, в просьбе не отказывают.

 

 
 

 

Большая часть фресок сохранилась без изменения со дня основания храма. Поверх некоторой части  уже в XIV в. были написаны новые фрески, но затем поздние слои были сняты, старые росписи очищены и отреставрированы, и первоначально написанные фрески вновь предстали в первозданной красоте.
 
 

 

 

Часть фресок была повреждена во время турецкого завоевания 

 

 

  

 

 
Фрагмент росписи

  

 

 

 
 

Еще одна церковь - Панагия ту Араку – расположена в деревне Лагудера на высоте 1000 м  над уровнем моря.  Она была построена в 1192 г. и тоже украшена фресками.

 

 

 

 

 

Христос Пантократор. Роспись купола в церкви Панагия ту Араку

 

 

 

 

Еще одна горная церковь – Агиос Николаос тис Стегис (Св.Николы–на–крыше). Когда-то церковь была монастырской. Позднее  монастырь был разрушен и о нем напоминают лишь несколько полуразвалившихся хозяйственных построек. Внутри церковь украшена замечательными фресками XI-XIV вв. 

 

 

 

 

 

Церковь Св.Николы построена на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на горный массив Троодос

 

 
 

 

                  Церковь Ставрос ту Агиасмата в дер. Платанистаса
 

 

 
 

 

В деревне Кити стоит знаменитая церковь Панагия Ангелоктисти - в переводе с греческого - "построенная ангелами".  Базилика была построена в V в., затем перестраивалась и достраивалась в XI и XIV вв. В апсиде сохранилась мозаика V или VI вв., изображающая Богоматерь с младенцем между архангелами Михаилом и Гавриилом. По технике и стилю она схожа со знаменитыми мозаиками Равенны.
 

 

 

 

 

 

Горный монастырь Махерас построен на месте обретения чудотворного образа Богоматери Махераc

 

 

 

 

 

                                               Богоматерь Махераc

 

 

 
 

 

 

Поклониться чудотворному образу в монастырь съезжаются  паломники со всего острова и из других стран.
 
 
 
 

Еще один чудотворный образ - Пресвятой Богородицы Киккской (Киккотисса), по преданию, был написан святым апостолом Лукой во время земной жизни Богородицы, а на Кипр попал из Константинополя. Икона находится в иконостасе монастырского храма, покрыта окладом из полозоченного серебра и закрыта шторкой из  бархатной ткани. Ее никогда не открывают, поэтому туристы и паломники могут видеть только шторку. Причина и смысл этого, признаться, не понятны.

 

 
 
 

 

Монастырь Киккос был основан при императоре Алексее Комнине в 1100 г. Сегодня это самый известный и богатый монастырь Кипра: экскурсоводы с восторгом рассказывают, сколько золота и серебра ушло на украшение храма, показывают ценные подарки, сделанные монастырю, в том числе, русской императорской семьей. Пышность и блеск там, воистину, византийские. Но… 

 

Признаться, после первого посещения осталось некоторое недоумение и какая-то неловкость. В один из последующих приездов нас вновь уговорили съездить туда. И вновь – прежнее ощущение неловкости. Знаменитый монастырь напоминает слаженное, четко работающее коммерческое предприятие. У стен монастыря – вереница туристических автобусов и настоящий торговый квартал: лавки, лавчонки, таверны. В самом монастыре деловитые монахи торгуют «эксклюзивом»: монастырь знаменит своим вином, и в винной лавке на территории монастыря торгуют большими и малыми бутылками с разнообразным вином, и даже узо и зиванией - анисовой и виноградной водкой.  А еще здесь лавки, в которых продают травяные чаи, открытки, иконы, серебро, разнообразные сувениры. Быстренько пробежав из одних боковых дверей храма в другие, мельком окинув блистающее великолепие золоченых окладов и хрустальных люстр, туристы мчатся скупать сувениры и вина в  монастырских лавках.  В целом монастырь производит впечатление чрезвычайно суетного заведения. Несмотря на то, что монастырь  был основан в ХI в.,  сегодняшние строения датируются концом XIX в. Реставрация была проведена в 70-х гг. ХХ в. Стены галерей внутри монастыря украшены мозаиками и картинами – но это не иконопись, а живопись на религиозные сюжеты.  

 

С 1974 г. Кипр разделен на две части. Северная, некогда наиболее развитая и богатая часть острова, была оккупирована Турцией. В настоящее время на оккупированной территории создана самопровозглашенная Республика Северный Кипр, не признанная ни одним государством, кроме Турции. Греки-киприоты были вынуждены оставить свои дома, произошел массовый исход греков с северной части острова на южную его часть.  Долгое время попасть с одной части острова на другую было невозможно. Но с недавнего времени греки-киприоты и туристы получили возможность посещать северную часть острова.

 

 

 

 

 
На турецкой части острова практически невозможно увидеть крест. С храмов   сбиты купола, многие храмы разрушены, обезображены. Оставшиеся в целости либо заброшены, либо переоборудованы.  Некоторые превращены в мечети, звонницы стали минаретами.  На фото: старинный православный кафедральный собор Фамагусты превращен в библиотеку.
 
 

  

 
Фамагусту (по-гречески - Аммохосту) -  крупнейший города Северного Кипра -часто называют городом-призраком. Современная часть города с отелями и жилыми домами оказалась заброшенной: жители Фамагусты бежали на греческую часть острова. С тех пор эта часть города пустует. Она обнесена колючей проволокой, проход туда закрыт. Больно было видеть такую картину: на одном из лучших пляжей Фамагусты кипит жизнь: плещутся в море отдыхающие, бойко торгуют холодными напитками турецкие разносчики, прямо на берегу работают кафе. А в метре от песчаной полосы (на фото) – колючая проволока. За ней – обезображенный взрывами отель и груда развалин – следы турецкого наступления 1974 года.   
 
На оккупированной территории находится не только часовня на месте погребения св. ап. Варнавы, но и закрытая и разграбленная обитель, построенная некогда на месте, где  подвизался чудотворец, святитель Спиридон, епископ Тримифийский.    

 

Он родился на Кипре, в бедной семье, был пастухом и пас овец. При императоре Константине Великом (306-337), после смерти супруги святого Спиридона, он был избран в епископы города Тримифунта. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.  

 

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно".  

 

В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог".   

 

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".  

 

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыхаиной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.   

 

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: "И духови твоему". Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой из ектений невидимый хор пел "Господи, помилуй". Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление. 

  

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифийским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.   

 

К авторитету святителя не раз обращались старообрядцы. В «Керженских ответах» со ссылкой на святителя Спиридона доказывается неприемлемость никоновских нововведений: «Не дивно же ти буди и о сомнении нашем, еже имем о новоположениих ваших. Аще бо священный отец Спиридон, епископ Тримифийский, и не стерп единыя речи пременения, егда Трифилий епископ, уча в церкви, премени речь евангельскую в сказании, юже рече Христос к разслабленному, возми ложе свое. Тогда святый Спиридон разгневася на него и обличи его рек: или ты мнишися лучши быти глаголавшаго: возми одр свой, и то рек, избежал от ревности из церкви, ревнуя о Христовом словеси, хитростию ритора Трифилия примененном ... Кольми паче нам сомнительно есть о толиких множайших возновствованиих, боящимся церковных запрещенний, еже приложити не пременити, ниже отложити что, крепце утвержающих» (Керженские ответы, 1906, с. 179-180).  

 

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу. Честные мощи  святителя Спиридона покоятся на греческом острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме). А на Кипре, на месте духовных подвигов святителя, впоследствии был основан мужской монастырь. Память святителя 12 (25) декабря.    

 

Вот таким предстает Кипр, если отойти чуть в сторону от туристической суеты и курортного шума. Удивительная земля, которая не может оставить равнодушным православного человека.       
                                       
 

 

 

При подготовке сюжета использованы фото автора сайта, а также фотографии  Альфреда Рихтера и фото с сайта http://www.exclusively-cyprus.com
 
Категория: Кипр | Добавил: samstar2 (08-07-17)
Просмотров: 5291

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024