"ЖАЖДУЩИЙ ПУСТЬ ПРИХОДИТ, И ЖЕЛАЮЩИЙ ПУСТЬ БЕРЕТ ВОДУ ЖИЗНИ ДАРОМ"
(Откр.22:17).
ПРЕДИСЛОВИЕ
После уничтожения Куреневских старообрядческих монастырей прошло более 75 лет. Особого внимания заслуживает записка помещика села Куреневка Ольгопольского уезда Подольской губернии Николая Алексеевича Орлова "Мысли о расколе", хранящаяся в фонде Совета Министров Российского государственного исторического архива (г.Санкт-Петербург).
"Кто осмелится назвать изменниками те миллионы, которые, лишенные всех прав, терпеливо и покорно сносят свою участь"? Это было сказано в 1881 году. Не буду долго отвлекать Ваше внимание рассказом об Орлове. Род Орловых достаточно и заслуженно описан до меня. Отец его, Алексей Федорович, был другом и доверенным лицом Николая I.
При посещении Чечельницкого имения Николай Орлов часто бывал в Куреневском мужском монастыре. Между обитателями монастыря и местным помещиком были доверительные отношения. Об этом можно было судить как по многочисленным обращениям иноков и инокинь к Николаю Алексеевичу, так и по его собственным обращениям к Министру внутренних дел, того времени, по вопросам защиты интересов монастыря и скита.
Это было давно. И это уже история. Не стало монастыря и скита. Но такая поддержка и защита Куреневских монастырей со стороны помещика приносила свои положительные результаты. Монастырям в Куреневке удалось не только выжить во второй половине 19 - начале 20 веков, но и превратиться во влиятельнейшие старообрядческие обители России и зарубежья.
Не буду касаться тех событий, которые пришлось пережить старообрядчеству перед революцией, и, особенно, после 1917 года. Но это все в прошлом. Хотя Синодик Куреневских монастырей достаточно убедительно свидетельствует о том, что эти монастыри занимали видное место в Белокриницкой церковной иерархии и уступали Белой Кринице только из-за отсутствия в Куреневке кафедры Митрополита. Больше того, по мнению некоторых исследователей, Куреневский Никольский мужской монастырь почитался старообрядцами за лавру. Возможно, здесь были свои угодники Божии.
В 1909 году В.Лотоцкий и Л.Юр писали о монастыре: "В настоящее время Куреневский монастырь представляет из себя митрополию не только Подольских, но и всех малороссийских старообрядцев". Об этом также много можно рассказывать. Главное - монастыри в Куреневке просуществовали до марта 1925 года.
Вопрос о возрождении Куреневских монастырей стоял перед старообрядцами не один год. Возобновление их деятельности является символом возрождения старообрядческой Церкви, ее самостоятельности, самодостаточности, состоятельности, символом будущего.
Куреневские монастыри являлись светочем старообрядчества для Украины, России и других стран на протяжении нескольких веков борьбы за существование древлеправославия. Там творилась непрестанная, неугасимая молитва Господу, молитва настоящая, усердная и всепроникающая. Возрождение старообрядчества должно происходить через возрождение его святынь, сыгравших в истории конфессии выдающуюся роль.
КУРЕНЕВКА
По Божию велению, мне, протоиерею Кондрату Кляузову, автору этих строк, пришлось побывать в этих местах с 1 по 4 сентября 2006 г. Хотя, в свое время, с 1959 по 1997 год, я жил в Виннице, хорошо знал Винницкую область, а вот про существование монастырей не слышал. Пока меня судьба не свела с Сергием Таранцем, жителем Куреневки.
Село Куреневка, Чечельницкий район Винницкой области. Типичное украинское село со всеми полагающимися структурами. Это в пределах 170-180 км. от Винницы. От Чечельника - 10-12 км. Сообщение - автобус. Можно добираться поездом до станции Кодыма Одесской железной дороги, а там - рукой подать.
В 2006 году, 1-4 сентября, в Чечельнике состоялась 1-я Международная Научно-практическая конференция: "Судьба старообрядчества в XX - начале XXI вв. - история и современность. К 300-летию переселения русских старообрядцев на территорию Правобережной Украины и 75-летию трагического разрушения Куреневских старообрядческих монастырей".
Был приглашен на эту конференцию и я, грешный. Кроме меня были приглашены и мои духовные чада - сестры Кучерявенко: Ирина и Наталия, научные работники Измаильского пединститута, занимающиеся проблемами Придунайского старообрядчества.
С субботы на воскресенье в молебном домике отслужили вечерню, павечерницу, утреню. Утром - полуношницу и часы с молебном и освящением воды, после чего стали добираться к месту бывших монастырей. После моих болячек, да еще подъем в гору - думал, здесь я и останусь. К этому времени уже были завезены строительные материалы, сделана планировка под будущий Никольский мужской монастырь. Освятили мы место. О том, что когда-то на этом месте были монастыри, напоминал водруженный Крест. Больше предки нам ничего не оставили, конечно не по своей вине.
А теперь - о главном. Пгт.Балта Одесской обл. В свое время в этих местах старообрядчество было в почете. Имелись свои иерархи. Сохранилась и община старообрядческая с церковью Введения Пресвятыя Богородицы во Храм. Бывал я в этом храме, служил, будучи диаконом. Постоянных священников в то время в Балте не было, только закрепленные.
В одно время в общине появился человек, Андрей Борисович Кольцов. Грамотный, мастер на все руки. Старый храм был ветхий и находился в отдалении от центра, на болотистой почве. Решили строить новый храм. Андрей Борисович продает машину, жилье, и стройка, с помощью Божией и прихожан, была осуществлена, и в очень короткий срок. Здесь помогло еще и то, что отец Андрея - Борис Анисимович, художник. И вопрос внутреннего оформления храма лег на его плечи и осуществился с малыми расходами.
Андрей, по воле Божией, становится настоятелем храма. Казалось, все задуманное осуществилось. Отец Андрей, матушка Вера, трое детей (Кирилл - 12 лет, Захарий - 10 и маленькая Машенька - 7 лет. Невольно приходит на память Аввакум, его матушка, но это потом.
Что-то произошло в общине, не так, как хотел о.Андрей, исходя из его понятия о вере в Бога, видимо не учел времени, в котором мы живем. Не мне судить, грешному. Я надеюсь, что воля Божия все поставит на свои места. В итоге, о.Андрей с матушкой Верой и детьми покидают Балту и едут в Куреневку. Далее я ознакомлю Вас с письмом матушки Веры. Один из монастырей - Никольский мужской, думаю, в 2008 году будет освящен.
Беда в другом. Опять же, не мне судить, но о.Андрей не нашел поддержки, мало того - получил запрещение. Запрещение действует на данный момент. Хотелось бы, чтобы в отношении о.Андрея сделал свое заключение Митрополит Корнилий, а это можно решить только побывав в Куреневке и своими глазами увидев проделанную работу.
ПИСЬМО МАТУШКИ ВЕРЫ
ГОСПОДИ ИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИИ, ПОМИЛУЙ НАС! Аминь.
Прости, отче честный и благослови меня грешную и чад моих. С низким поклоном к Вам, м.Вера. Во-первых, хочу поздравить Вас и Вашу матушку с приближающимся Великим торжеством, Рожеством Христовым, и присоединиться в сей день к Вашей молитве и прославить вместе с Вами рождение нашего Спасителя. Хоть и оставлены мы, по воле наших архипастырей, без Литургии в такой радостный Праздник, я верю, что Господь примет наши малые молитвы и труды. Труды от чистого сердца и без корысти, от любви к тем, которые в этих Куреневских монастырях славили Христа и Его Рожество, трудились и молились, бодрствовали и пели, страдали и прославлялись, а теперь остались забыты и брошены...
НЕТ! Господь не забудет их подвиги за веру Христову, Он спросит нас, а что мы сделали, чтобы вернуть былую славу этим намоленным землям и местам. Много лет протекло, но еще не забыли местные жители, как хорошо и славно служили в монастырях. Неужели Господь и сейчас не наполнит эту землю нуждающимися и обремененными, любящими Христа и Его правду, любящими путь узкий и прискорбный? Нам всем, вместе с вами, верными пастырями Христовой Церкви надлежит поддержать вновь желающих здесь продолжить этот Великий путь - путь скорбный и славный, великий и святой, путь тернистый и приносящий радость и спасение.
И, конечно же, приглашаем вас всех и желаем послужить вместе с вами и почтить память, прежде нас ушедших, и зде лежащих воинов Христовых.
Отец Кондрат! Очень прошу Вас, Христа ради, как можно больше проповедуйте о нашем строящемся Куреневском (пока женском, а в ближайшее время и мужском) монастыре. Ваше слово не только мною замечено, легко ложится на сердце, оно очень доступно многим и всегда своевременно.
Немного о жизни и наших трудах. Под руководством о.Андрея церковь перекрыта, алтарь оштукатурен с обработкой под роспись, настелили сегодня полы, сейчас работают над центральным куполом. Установили верхний барабан, готовят доски и штукатурку потолков. Стены снаружи и внутри оштукатурены, построена трапезная с решетками и уже побелена (там мы пока и молимся), построена келия, кухня, комнаты и большая веранда - терраса, перекрыли шифером, оштукатурили, делают потолки. Купили в селе несколько домов с землей и садом для приезжих богомольцев и желающих подвизаться на монастырской земле. Заготовили дрова. Милости просим всех желающих! Простите, Христа ради. Поклон от о.Андрея.
м.Вера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, таких подвижников, как о.Андрей - единицы, а таких матушек еще меньше. Вчитайтесь в письмо. Ничего о себе, о детях. Оставить все, лишить детей цивилизации. Ради таких людей мы пока и существуем на этом грешном свете. Пока есть время, стоит подумать о таких христианах.Не так уж в нашем старообрядчестве много монастырей, тем более - возрождающихся на голом месте!
Мне остается только добавить: у кого есть возможность, окажите посильную помощь, побывайте в тех местах. Хотелось бы, чтоб настоятелем там был о.Андрей, а время покажет, кто есть кто! И хотелось бы закончить вот так:
"НЕ НАДЕЯЛСЯ Я НА НЕПРАВДУ И НА СТЯЖАНИЕ, НЕ ХОТЕЛ БОГАТСТВА; ХОТЯ ОНО В ИЗОБИЛИИ СТЕКАЛОСЬ, НЕ ПО СЕРДЦУ ОНО МНЕ БЫЛО. НО ПРЕДПОЧЕЛ ВСЯКИЕ ОГОРЧЕНИЯ И БЕДЫ ПРЕТЕРПЕВАТЬ, ЧТОБЫ БОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЯТЬ СЛОВО БОЖИЕ И СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСУСА ХРИСТА".
Иоанн Федоров.
Простите меня, самого грешного, ради Христа.
Пусть правда восторжествует.
Протоиерей Кондрат Кляузов.
Село Новая Некрасовка.
В дополнение к письму о.Кондрата - фоторепортаж о поездке христиан из Жмеринки в Куреневку:
|