Главная » 2012 » Февраль » 29 » М.Гусев. Как и почему в маленьком городке вспыхнул интерес к Старой Вере?
13:33
М.Гусев. Как и почему в маленьком городке вспыхнул интерес к Старой Вере?
Еще и недели не прошло с того дня, как в городе Реж Свердловской области прошла конференция, посвященная истории старообрядчества и современному дню приходов РПСЦ на Среднем Урале, а уже начались отклики на нее.
 
Вот как отзывается об этом факте Сергий Панов, коренной режевлянин, долгое время проживший в Новосибирске, и полтора года назад вернувшийся на историческую родину, чтобы, по его собственному выражению, «пахать заросшее поле духовности».
 
- В библиотеке Режа после наших выступлений на конференции – бум на старообрядческую литературу, завезли, откликаясь на просьбы режевлян, много публикаций, приглашают меня посмотреть на экспозицию, открытую по просьбам людей. Кроме того, пригласили меня также прочесть лекцию о старообрядчестве в одну из школ города. В библиотеке я побывал, стенд, с привезенными из областной библиотеки имени Белинского книгами, посмотрел. Правда, он уже опустел – книги разобрали, однако список имеющейся «по теме» литературы вывешен здесь же. Говорят, администрация режевской библиотеки выставила этот список и на своем сайте. Добавим в ближайшие дни сюда же список с сайта «Самарское староверие» - там недавно была опубликована ссылка на барнаульское издательство – мало ли, может кому-то захочется приобрести книгу?
 
 

…Десятилетия минули с тех пор, как власти в Реже при содействии (хорошо, чтобы не обижались – попустительстве) «официального православия» напрочь избавились от староверов. Сначала насильно (угрозами, посулами, хитростью) переманивая в пресловутое единоверие или просто лишая возможности поклониться предкам на местном старообрядческом кладбище (его полностью снесли с лица земли), затем не оставив места для молитв. В городе было сделано все, чтобы самоидентификация «я старовер и из староверов» стала, если и не позорной, то уж точно невыгодной для озвучивания, хотя точно известно – здесь и в близлежащих населенных пунктах проживали и часовенные, и белокриницкие. Впрочем, об этом нам еще предстоит подготовить цикл публикаций. И всю зелень на этой пашне духовности вырезали, скосили, вытоптали…
 
Люди, зная о своих предках и о том, что именно те основывали город и окрестные поселения, постепенно вымирали, и вот уже на смену пришло поколение, которое практически ничего не знало о тех, с кого «есть пошел» Реж. Да, тут и там еще говаривали старушки, сидя на лавочках, что были-де такие, кто называл себя «старообрядцами», в единственную на весь Реж церковь не ходили, иконы у них были древние, и молились «вроде бы» по-старому, и погост у них был свой. Но основа, городской костяк, вспоминала об этом мало. Отсюда в действующие на Урале храмы РПСЦ не ездил вообще никто. Некому, казалось, было.
 
И вот, всего год ушел на то, чтобы напомнить людям об их предках, о сути и феномене старообрядчества. Немало этому поспособствовали наши публикации в «Общине», которую в городе стали принимать довольно радушно и просить «еще и еще». Такой интерес от нестарообрядческой аудитории лично я никак не ожидал, потому что цель ставил другую – привлекать и образовывать самих староверов и членов их семей. Наверное, не ожидал такого интереса, во всяком случае, так быстро, и Сергий Борисович, который и инициировал это возрождение… нет, не веры, пока только интереса к вере, но кто знает, что будет дальше?
 
В городе создана инициативная группа, которая поставила цель за народные средства (местные власти от этой затеи как-то сразу отмежевались) облагородить кладбище, которое сегодня превратилось частично в местный пляж, частично в место выгула собак, частично просто в ничем не примечательный берег реки. Начались встречи родоведческого общества, где все чаще разговоры заходят о старообрядчестве.
 
Первым апогеем всех этих начинаний стала конференция, прошедшая в минувшую пятницу – ей на «Самстаре» отведена отдельная новость. Напомню в двух словах: собрала она несколько десятков людей, которых «заинтересовывали» староверы Мефодий Тюкин и Сергий Панов. Энтузиасты – иначе и не скажешь. За свои деньги, тратя собственное время, они организовали уникальное для уездного городка мероприятие – Мефодий, тот вообще приехал из Невьянска, не самый ближний путь до Режа.
 

«Дремучесть» режевлян несколько удивила – те, оказалось, не знают почти ничего о Старой Вере, об особенностях богослужений и о многом другом, что для большинства из нас – само собой разумеющееся и чему не требуется объяснений или комментариев. Но ведь для того и собрались – рассказать.
 
Я, кое-что зная о Реже, хотя деятельность Сергия Панова убеждает: знаю я о городишке далеко не все, в сравнении с тем, что о нем можно знать в действительности, за всей этой работой наблюдаю преимущество со стороны, оказывая по мере сил лишь информационную поддержку. И прихожу к мысли о том, что даже самое замусоренное, заброшенное и заросшее сорняками поле можно поднять – сил при этом потребуется больше, чем вспахивать целину, но и результат будет ярче, заметнее.
 
А примечательно в этом вот что. Таких городков, поселков и деревень в России, напрямую связанных со старообрядчеством, чье население дремлет до поры до времени, – десятки, если не сотни. И в силах нынешних прихожан, председателей общин, настоятелей менять ситуацию в корне – инициировать встречи, организовывать мероприятия, если не выделяют общественных мест для их проведения, можно весной или летом собираться буквально на улице, а там, где поблизости есть храмы – приглашать гостей туда. И общаться, рассказывать людям о предках, об истории и предыстории, о перспективах и возможностях.
 
В таких местах, где нередко один лишь «никонианский» храм, в который и ходит часть людей, а другая часть не ходит никуда не от собственной бездуховности или аморальности, а просто от отсутствия того места, куда будет охота ходить не «по привычке», а по зову души и велению сердца.
 
Есть у некоторых людей такая интересная особенность – не всегда они сразу готовы прийти в храм, выстаивать службы и выполнять все требования, накладываемые особенностями веры, но приходя на поляну, где ничего нет, охота им что-то делать – сначала на уровне документов, потом – элементарной физической силой расчищать территорию от заросшей травы, думать об установке поклонного креста, потом вытесывать его, решать транспортные вопросы. А там уж недалеко и до начала работ по еще большему созиданию – строительству храма.
 
Здесь, в маленьком городке Реж, как и в других ему подобных, сделать это будет куда проще, нежели в мегаполисе. Словом, созидать нужно – вот Режу поистине повезло, что у него есть такой сын, как Сергий Борисович Панов, как неравнодушный Мефодий Константинович. Но ведь таких пановых и мефодиев немало в стране, они живут в деревнях и многие лишь ждут своего часа, чтобы засучить рукава и начать трудиться. Помогите им, поддержите – и дело наверняка закрутится. А за тем, как будут развиваться дела в удивляющем своей активностью Реже, мы будет следить и впредь – сердцем чувствую, режевляне взрастят в своих душах веру, остывшую, но не утраченную. Помогай им Бог!
 
Максим ГУСЕВ
Фото Сергия ПАНОВА
Екатеринбург – Реж
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 557 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]