Наш сайт начинает публикацию уникального материала - той части автобиографических записок архиепископа Московского Иринарха (Парфенова), которая ранее не была издана.
Стопка пожелтевших машинописных листов - так выглядит копия рукописи архиепископа Иринарха. В последние годы своей жизни владыка начал писать автобиографические заметки, а написанные материалы отдавал печатать профессиональной машинистке, ревностной прихожанке Рогожского Валентине Ивановне Шуруповой. Отпечатав материал, Валентина Ивановна передала владыке подлинные записи и несколько первых машинописных копий автобиографических заметок, последняя копия осталась у нее.
В конце 80-х- начале 90-х гг. ХХ в. Валентина Ивановна передала копию записок Галине Александровне Мариничевой, сотруднице Архиепископии в послевоенные годы, автору воспоминаний о Рогожском, лично хорошо знавшей владыку Иринарха. Передала она эту копию, как вспоминала позднее Г.А.Мариничева, чтобы, "когда придет время, ознакомить с нею старообрядчество" (цит. по: Г.А.Мариничева. Высокопреосвященнейший Иринарх, старообрядческий архиеписком Московский и всея Руси - Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.4 - М.: 1994).
При жизни Галины Александровны вторая часть Автобиографических записок архиепископа Иринарха была опубликована в одном из выпусков сборника "Старообрядчество: история, культура, современность" (1994). Первая часть осталась неопубликованной. После кончины Г.А.Мариничевой машинописная копия была передана о.Александру Панкратову. Благодаря ему у нас появилась возможность опубликовать и первую часть автобиографических записок архиепископа Иринарха.
Просто удивительно, какой путь проделала эта стопка машинописных листов: Москва - Великий Новгород - Самара. Наверное, это не случайно. Ведь прежде чем стать архиепископом Московским, владыка Иринарх был епископом Самарским. Он служил в том храме, в котором сейчас молится самарская община, пытался спасти храм от принудительного закрытия, здесь же был арестован...
Когда наш сайт был только в проекте и шел поиск материалов для него, данных о епископе Самарском Иринархе было ничтожно мало. Даже в словаре С.Г.Вургафта и И.А.Ушакова "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы" было указано два самарских епископа Иринарха, что не прибавляло ясности. Затем удалось ознакомиться с воспоминаниями Г.А.Мариничевой и фрагментами Автобиографических записок архиепископа Иринарха. Позднее в Государственном архиве Самарской области была найдена анкета, лично заполненная владыкой. Помню, с каким волнением я держала в руках этот выцветший листок...
Постепенно стали появляться удивительные, просто уникальные материалы... Сначала это были письма и фотографии владыки из архива Московской Митрополии - их копии передал нам о.Алексей Лопатин. Позднее наш сайт опубликовал несколько обращений и поздравлений архиепископа Иринарха, присланных нашими читателями. Затем у нас появился совершенно неожиданный материал - воспоминания внучки архиепископа Иринарха Анны Павловны Крыловой и фотографии из семейного архива владыки. Совсем недавно благодаря о.Андрею Марченко (РДЦ) на нашем сайте появились документы из следственного дела по обвинению епископа Иринарха, хранящегося в архиве УФСБ по Самарской области. Один из документов - большое письмо епископа Иринарха епископу Петроградскому Геронтию (Лакомкину), положенное в основу обвинительного дела, готовится сейчас к публикации. Некоторая задержка публикации объясняется трудностями расшифровки. И вот - новый, не публиковавшийся ранее материал - первая часть автобиографических заметок архиепископа Иринарха.
Несколько слов о самих заметках. Автобиографические заметки состоят из двух частей. Вторая часть - воспоминания владыки Иринарха с юношества до момента приезда в Самару и знакомства с самарцами, носит строго документальный характер. Первая часть записок может быть названа художественно-документальной. Рассказывается в ней о Печерской слободе, в которой родился архиепископ Иринарх, о его родителях. Получив этот материал и открыв первую страницу, я уже не могла от него оторваться. Наверное, именно в первой части заметок наиболее ярко проявился настоящий литературный дар владыки.
Первая часть заметок - это яркое описание жизни небольшой волжской слободы. Ежедневная жизнь бедноты, взаимоотношения между старообрядцами, в том числе, священниками и мирянами, а также взаимоотношения старообрядцев и новообрядцев, яркие бытовые подробности, сочный язык... А какие точные и яркие описания людей! Не только "главных героев" - отца владыки Василия Васильевича и матери Елены Васильевны, но и "второстепенных персонажей". Порой этим людям посвящено лишь несколько предложений, но перед нами - настоящие, живые, запоминающиеся характеры: словоохотливая попадья, встречающая Василия Васильевича, пришедшего звать священника окрестить сына, повитуха бабушка Марфа, сваха-никонианка, жених-вдовец, сватающийся к бесприданнице...
Вторая часть автобиографических заметок уже была опубликована в нашей Книжнице (это часть 4 и 5 заметок). Сегодня мы начинаем публикацию первой части автобиографических заметок. Материал будет разделен на три части и опубликован в течение нескольких дней, по мере его подготовки.
Сердечная благодарность о.Александру Панкратову за возможность опубликовать столь ценный материал.
|