Ровно пять лет понадобилось строителям, чтобы возвести в центре Екатеринбурга храм для старообрядцев поморского согласия.
Несмотря на то, что финансировала проект Екатеринбургская и Верхотурская епархия РПЦ МП, храм «поднимался» медленно, с большими перерывами. Нынче летом здесь были вставлены окна, завершается оборудование крыльца, на главку поднят крест. А что внутри? Давайте посмотрим вместе…
«Под отделку» - так в строительной среде называют завершающиеся объекты, когда основные работы выполнены, а внутренне убранство, ремонт еще впереди.
В июне 2006-го, когда храм только закладывался, не верилось не только в сам факт того, что когда-нибудь «коробка» будет возведена, но и вообще в какие-нибудь дальнейшие работы. Но нет, здание росло, хотя и не в пример своему соседу, находящемуся в каких-то десяти метрах, – храму, принадлежащему Армянской Православной Церкви, который стоит во внешне-готовом состоянии уже несколько лет.
В дни кризиса «поморская» стройка, казалось, умерла – здесь мелькали какие-то строители, но было их так мало, что говорить о масштабных работах казалось просто несерьезно. Год назад храм, хотя и был готов больше, чем наполовину, зрелище представлял не столь оптимистичное. А нынче засиял позолоченным куполом и крестами.
Сегодня храм стоит без охраны – хочется верить, что ни у кого не возникнет даже мысли сотворить здесь какое-то безобразие. А что же внутри? Попробуем зайти и посмотреть.
По добротному железобетонному крыльцу, ступени которого со временем, если верить в благополучный исход строительства и в перспективное развитие беспоповской общины, будут все больше стираться от ног приходящих сюда поморцев, поднимаемся к двери. Правда, двери здесь никакой нет, есть лишь ее подобие - «времянка» из бруса и полиэтилена. Открыто!
В «прихожей» мрачно и тихо. Влажно пахнет цементом и строительными смесями. Каждый шаг отдается эхом в большом помещении. Направо и налево от входа – небольшие комнаты, а в правой части еще и лестничный марш, ведущий вверх и вниз.
Но туда мы пойдем позже, а пока осмотрим центральную часть, ведь именно здесь зазвучит со временем молитва на старославянском, польется пение, свечи заиграют горошинами пламени, освящая лики на иконах.
Места, на первый взгляд, тут немало: при желании, за службой здесь наверняка смогут разместиться до пятидесяти человек, а, считая с притвором, и того больше. Строительные леса, местами торчащие провода… Но чисто – мусора нет. Пока здесь стоит серый мрак и только вид из окна напоминает, что на улице лето доигрывает палитрой красок, и находимся мы не в затхлом подземелье, а в центре большого города.
Из окон слева виднеется массивный корпус элитного жилого дома из желтого кирпича, а если выглянуть дальше, покажется небольшая зеленая «полоска» - это комплекс зданий противотуберкулезного диспансера, некогда принадлежащий старообрядцам белокриницкого согласия.
Окна справа из будущей молельной комнаты выходят на полосу деревьев. Вдоль стен строительные «подмостки» - видимо, в ближайшее время начнется внутренняя отделка. А по периметру стен под самым потолком – до десятка оконец, также уже застекленных. Когда-то там, под сводами храма, будут играть солнечные лучи.
В месте для моления вполне уютно и легко рисуется иконостас – понятно, конечно, что никакой алтарной части здесь нет, и не предвиделось. Окно же выходит аккурат на алтарь соседнего армянского храма.
Что же, пойдем теперь наверх. Здесь, наверное, будут размещаться кладовые, сторожка, а при желании, можно тут организовать и класс воскресной школы. Словом, зная сравнительно небольшую численность поморцев в Екатеринбурге и близлежащих городах, можно быть уверенным – места теперь хватит на всех. Тем более зная, в каких условиях ютятся они сейчас – в «никонианском» храме Вознесения, на третьем этаже, в небольшой комнатке, добраться в которую можно только через главный вход в храм. Увы, известно, что несколько пожилых людей, из-за немощи, однажды просто перестали подниматься туда, оставшись в храме РПЦ, а вскоре и окончательно перешли к нововерам. Но к чему о грустном, когда находишься в новом помещении, которое действительно сулит перспективы?
В подвале также несколько комнат, здесь уже смонтированы электрощитки, торчат провода, сбито несколько лампочек на «переносках».
Похоже, что проводка здесь уже сделана, правда, подвальные помещения пока не укрыты и не застеклены – войти сюда может всякий. И это проблема, над которой стоило бы подумать подрядчикам. Но может, просто Господь хранит этот храм от посягательств и надругательств?
Констатировать сейчас можно одно: при расторопности рабочих и активности самих староверов-поморцев, «в зиму» можно «уходить» уже в этом храме – впрочем, о коммуникациях пока сказать что-то определенное сложно.
Храм готов – эта мысль как-то особенно греет, и остается лишь искренне порадоваться за поморцев – ведь и им, сохраняющим наследие предков, нужен свой угол в этом огромном городе. Смущает, пожалуй, только одно – тот пресловутый компромисс между «никонианской» епархией и этой старообрядческой общиной, тем более, зная строгость и даже нарочитую суровость беспоповцев ко всему «мирскому» и «никонианскому».
- А что это за храм, вы не знаете? – отвлекла меня от этих «околополитических» мыслей невысокая моложавая женщина, появившаяся, словно из ниоткуда и, видимо, по каким-то своим признакам поняла, что я смогу ответить на ее вопросы. – Я здесь живу неподалеку, и все наблюдала за строительством этих двух церквей, но почти ничего о них не знаю.
Пришлось ей вкратце поведать все то, о чем известно, подчеркнув, что «серо-зеленый» храм строился небыстро и принадлежать будет однозначно – старообрядцам, а «красный» - собственность АПЦ. Женщина слегка задумалась, а вскоре как-то вдруг заметила, что «старообрядческий-то храм построен в уральском стиле, вернее, из уральского камня».
Очевидную, в общем-то, вещь, я почему-то сразу и не заметил, но после ее слов вгляделся внимательнее – действительно, серый кирпич перемежается с кирпичом отнюдь не из глины, а из какого-то (возможно, довольно ценного) камня твердой породы.
Что же, похоже, епархия РПЦ МП выполнила свое обязательство перед екатеринбургской общиной ДПЦ сполна. И если никаких сомнений в таком, бесспорно, щедром подношении от тех, кто когда-то безбожно гнал старообрядцев, у самих поморцев нет, значит, можно за них искренне порадоваться. Их храм расположен в удивительном местечке, почти в центре Екатеринбурга, причем территория, прилегающая к храму, некогда была всецело старообрядческой – здесь молились часовенные и белокриницкие. Разумеется, первые – в часовне, а поповцы – в храме.
Журчание реки, обилие зелени… если и благоустройство территории пройдет также качественно, то всего через несколько лет здесь можно будет наблюдать идиллические картины – молодых женщин с детскими колясками, старушек на лавочках, и бородачей, обсуждающих перспективы дальнейшего развития. Ну, уж дай-то Бог!
Максим ГУСЕВ
Фото автора
Материалы о ходе строительства храма на нашем сайте:
Накупольный крест восьмиконечный, но "лепестковое" оформление это правильно? А так красиво, только кажется место выбрано не удачно, к молитве нужно подготовиться, а лучше это сделать, например, пройдя по лесной тропинке..?
То, что построили, довольно сильно отличается от первоначального проекта. Отсутствует нормальный купол и колокольня, вероятно по причине мирового кризиса.
Крест на главном объеме действительно слегка не такой как надо, по моему мнению при случае надо бы заменить.
А вот серый кирпич это и не кирпич вовсе, а серый мрамор.
Какое неоднозначное впечатление от этой стройки! С одной стороны, как ранее писал сам автор очерков Максим Гусев, это здание исполнено по обещанию снятого с кафедры за негодное поведение бывшего архиерея РПЦ МП Никона... в обмен на то, чтобы староверы не претендовали на здание, выстроенное их предками. А правильно ли так поступать? И той и другой стороне? С другой стороны, конечно, радостно, что у людей теперь будет где собраться для молитвы и обучения. Дай Бог довести отделку и обустройство до конца и как можно скорее! Но есть ещё неудобные явления, терзающие глаз и совесть: 1 - Кому пришла в голову неграмотная идея ставить так близко храмы двух разных конфессий?! Это двойная ошибка. Градостроительно - это просто эклектика, безвкусица и выражение настроения "на Тебе, Боже, что нам негоже!", сверхэкономия места за счёт уважения архитектурных стилей и разных конфессий... А в плане религиозных традиций - каждый храм должен быть центром специально обустроенного пространства, и символически, и архитектурно, и ландшафтно. Тем более, что в вероучении обе эти конкретные ветви Христианства друг друга не приемлют! (Кстати, название "Армянская православная церковь" принято только в Армении, но недопустимо с точки зрения именно Русских Православных Традиций - почитайте историю Церкви, Максим!). Маленькие детали ещё: от Армянского храма время от времени будет нестись запах... шашлыков - так все посторонние воспринимают традиционное у армян жертвоприношение животных - матах, делаемое во исполнение заповеди Евангелия - Лук.14:12-14. Для староверов русских - это культурный шок... Автор очерка написал, что "понятно, конечно, что никакой алтарной части здесь нет, и не предвиделось..." А вот на его же фотографии ясно видно, что с Востока выделена некая квадратообразная выступающая часть - разве не так выглядят алтарные абсиды в традиционных храмах со времён Византии? Вопрос - если это поморцы - зачем им алтарный выступ?.. Наконец - самый горький вопрос: что это за архитектура? К русским православным традициям она отношения не имеет. Это некий "коттедж новых русских с приплюснутым куполом, верандными окошками, обилием острых углов". В целом получился "образ" - не зовущий к небесному совершенству, а прочно на земле стоящий купчик с Урала, вспомнивший про цветные камушки, вот и всё "уральское своеобразие" (автор очерка попытался назвать это "уральским стилем", но сам вовремя осёкся). И ещё горько - куполом это назвать нельзя: там приплюснутое и жалкое подобие цветочного горшка или вазы... Итак, к чему мои слёзы и неприятные вопросы? Всегда казалось, что именно Староверие хранило - и СОХРАНИТ - традиционную культуру Русской Церкви, наше особое благочестие. Но, глядя на это странное "архитектурное сочинение" этого не скажешь. А жаль.
Я кратко отвечу на вопросы от Ольховича: К сожалению здание построенное в нач. 20 в. поморцами в Екб не сохранилось, а все что планировали к передаче поморской общине были исторически не поморскими. Так близко ставить храмы - это идея местных властей, они захотели создать что то типа религиозного уголка, там планировалось построить еще католический костел и какую то протестантскую кирху. Якобы для воспитания толерантности в обществе. (к слову сказать респект армянам, для отделки своего храма они доставили свой родной камень из Армении.) Алтарная часть - или точнее некий намек на апсиду здесь конечно же есть, но в этом нет ничего станного, очень многие храмы (почти все каменные) поморцы строят с апсидами, здесь некоторая дань традиционному устройству храма. Архитектура построенного здания действительно весьма своеобразная. но как раз поморцы не имели влияния на ход строительства и внешний вид. Более того, на данный момент этот храм находится в собственности у РПЦ и его передача поморцам это еще дело будущего, будем надеяться, что эта процедура пройдет без провокаций, и станет чисто технической.
Как я уже писал, то что построено отличается от первоначального проекта, так в западной части храма должен быть только один этаж и завершаться колокольней. но вероятно решили достроить второй этаж для подсобных помещений, так как нет возможности рядом строить церковный домик, а от строительства колокольни наверно отказались по причине кризиса, но как говорится с поганой овцы хоть шерсти клок.
армянам - респект, евреям - респект, кришнаитам - респект, а вот староверам позор и осуждение. Ибо любить надо свою веру, свою культуру. Как любят её армяне, евреи, индусы.
Нет у нас своих Айвазовских, Гершалей и Жаботинских. Мало того, что нет. Ведь, и не нужны. Нужны спонсоры-толстосумы для ленивых бездельников
Впечатление от стройки, конечно, немного неоднозначное. И тем более, что, как пишет Алексей, храм не в собственности. Получается, что мы вот распаляемся, пишем, отслеживать ход работ, а потом выбросят "никониане" какой-нибудь фокус и окажется община не у дел. Алексей, есть ли сейчас какие-то рычаги если не давления, то хотя бы какого-то воздействия на "никониан" и через них на подрядчиков? Или община просто опустила руки и ждет завершения работ? Если бы рычаги были, был бы шанс что-то советовать хотя бы теперь на уровне внутренней отделки - а то они сделают на свой вкус, но ведь он не тождественен вашему, поморскому. Что с общиной сейчас? Молятся ли более-менее массово в храме на Вознесенской горке? О каком количестве прихожан в первое время можно будет говорить - 7 человек, 10, 20, 30, 50-100. Наверняка же есть какие-то данные? (это мне для любопытства) И по председателю - он по-прежнему не сменился, все тот же? Если так, то приезжает ли он на службы и не сводится ли его роль к чисто административной?
По местоположению. Все верно, здесь будет этакий "уголок духовности" из представителей разных религиозных конфессий. Правда, хочется верить, что обойдется без "никониан", у них и так своих храмов полно. Место, на самом деле, неплохое - рядом с транспортом и с дорогой, что для пожилых людей (а именно они - костяк общины) важно. В условиях современного развития Екатеринбурга чудо, что здесь удалось "взять" место - оно довольно живописно (в 15 метрах - берег реки) и исторически-значимо. Да и выбора у поморцев не было, полагаю. Я бы на их месте тоже не раздумывая согласился на это место. Оно много лучше, чем могли бы предложить. Так что вопросы справедливы только к архитектуре (судя по камню, стройка обошлась в солидную сумму). Ну, и ко кресту - он, конечно, нуждается в замене. Но в целом-то - строительство близко к завершению. И для общины, если все пойдет логичным путем, это большая радость. Буду ждать приглашения на освящение...
"Рычаги" конечно же остались, ведь во первых есть соглашение, как с подрядчиком (община им передала участок), так и с епархией РПЦ (по их обязательствам), храм официально строится именно для поморской общины. Документы на пользование помещением в Вознесенской церкви тоже пока у нас. А помещение это не маленькое, что то около 120 кв.м., сами понимаете, мы для никониан там как бельмо на глазу, они с радостью от нас избавятся. Подрядчик по идее советуется с нашим председателем общины (он все тот же), но решающий голос все же не наш. На Вознесенской горке община продолжает собираться, на рядовые службы бывает и 10 и 20 человек. Кроме того есть еще группа в Екб, а так же в Первоуральске, которые тоже относятся к Екатеринбургской общине. Сколько будет прихожан я сказать не могу, так же мне не известно количество исповедников. я лишь знаю что община заказывает около 50 календарей-журналов (т.е. примерно такое количество сознательных семей имеется).
Архитектура и отделка фасада церкви понравились, но к сожалению этот проект не имеет визуального сходства с разрушенной Никольской часовней, а жаль. Был свидетелем в 2008 как разрушали часовню и в том же году в администрации заявили, что Никольскую часовню будут восстанавливать, но слова не сдержали, хотя и проект уже был.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]