Сегодня день памяти Феодосии Ермиловны Морозовой (1836 - 8 марта 1919).
Из письма Ф.Е.Мельникова Ф.Е.Морозовой: «Рожденный отъ Пречистой Девы, Господь нашъ Iсусъ Христосъ да хранитъ Васъ во славу своей Церкви на многая лета въ добромъ здравiи и духовной радости» (Ф. 164, к.19, ед.хр.25).
Очень долго оставалась неизвестна дата упокоения Феодосии Ермиловны Морозовой. Порой казалось, что это так и останется тайной. Последними по времени сведениями о жизни Феодосии Ермиловны были «Черновые документы общего собрания Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища 24 июня (7 июля) и 8 сент. (22 сент.) 1918 года».
В списке Почетных членов Общины были записаны (Ф.246, к.19, ед.хр.3):
1.Архиепископ Мелетий Московский,
2. Епископ Александр Рязанский и Егорьевский,
3. Морозова Феодосия Ермиловна.
И вот недавно меня разыскал Гусев Юрий Владимирович. Он оказался потомком Пелагии Ермиловны Бочаровой, урожденной Медведевой, родной сестры Феодосии Ермиловны.
Предоставляю Вашему вниманию его рассказ.
«Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками у Феодосии Ермиловны экспроприировали участок земли в Рогожской части с несколькими строениями и всем её имуществом. Дом №32 по улице Большая Алексеевская, в котором она жила, был передан в аренду Московскому отделу народного образования. Феодосия Ермиловна фактически была выброшена на улицу.
И тогда она, взяв с собой трех мужиков, двух горничных и корову, пришла жить на Шаболовку близ Калужских ворот к Ивану Дмитриевичу Бочарову, сыну своей младшей сестры Пелагеи. С племянником её связывали не только родственные узы, но и дела по возрождению Старообрядческой Церкви (Иван Дмитриевич Бочаров был председателем Замоскворецкой старообрядческой общины. - В.А.).
Феодосия Ермиловна поселилась на втором этаже дома, где жила Елизавета Дмитриевна, родная сестра Ивана Дмитриевича. Вскоре пришедшие с Феодосией Ермиловной мужики и горничные разбежались, так как платить им было нечем. С пропитанием дела обстояли тоже плохо, наступили тяжёлые голодные времена. Дома и участок земли, принадлежавшие Ивану Дмитриевичу, был национализированы в конце 1917 года, было создано жилищное товарищество. Феодосию Ермиловну и Елизавету Дмитриевну переселили в самые маленькие комнатёнки в доме. Феодосия Ермиловна прожила в доме №5 (в старой нумерации) по улице Шаболовка вплоть до своего упокоения - 8 марта 1919 года. До сих пор потомки рода Бочаровых хранят память и благодарность Феодосии Ермиловне за её поддержку и помощь семье».
К сожалению, место захоронения праха Ф.Е.Морозовой неизвестно. Не сохранилось в семье потомков сведений об этом. Можно высказать только предположения.
Феодосия Ермиловна оплачивала 3 места на Рогожском кладбище, что следует из Книги записей уплаты денег за очистку могил, возжение лампад на могилах и пр. при Конторе Рогожского кладбища, 1909 - 1918 (Ф.246, к.182, ед.хр.4, с.101):
1 место С.И.Морозова, 2 х 2 = 4 кв.саж.;
2 место Бочарова, 2 2/3 х 3 = 8 кв. саж.;
3 место Медведева, 2 х 5 = 10 кв. саж.;
итого 22 кв. саж. Лампад - нет.
На одном из этих участков Рогожского кладбища и была захоронена Феодосия Ермиловна.
В.Н.Анисимова
Материалы по теме:
|