Главная » 2010 » Август » 9 » В.Н.Анисимова. Икона Богоматерь Одигитрия – Смоленская из храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке в Москве
18:39
В.Н.Анисимова. Икона Богоматерь Одигитрия – Смоленская из храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке в Москве
28 (ст. с.), 10 августа Вторник. Празднование явлению Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы, именуемыя Одигитрия (Путеводительница); принесена из Цареграда в 1046, праздник установлен в 1525.
В.Н.Анисимова.
 
Икона Богоматерь Одигитрия – Смоленская из храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке в Москве
 
 
«За левым клиросом поставлена в басменном киоте икона Смоленской Божией Матери греческого письма 15 века»
(«Церковь», № 45, 1908 г.).
 

 
Источник: «Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII – XV веков», М., 1991. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее, август-сентябрь 1991 г.

В статье «К 100-летию освящения храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке (Москва). Иконы из собрания А.И. и И.И. Новиковых» в списке икон, составленном по книге В.И.Антоновой и Н.Е. Мневой «Каталог древнерусской живописи», т.1, М., 1963, первым в списке значится интересующий нас драгоценный и прекрасный, древний образ Смоленской Божией Матери:

19. Богоматерь Одигитрия1 – Смоленская2. XIV век. Новгородская школа (?).
Инв. 20001.

В данном каталоге (стр. 89-90) икона определена, как новгородская, хотя и с вопросительным знаком. Существенно, правда, что описание иконы начинается с указания на греческие черты стиля: «Характер образа близок к византийскому. Вохрение по оливковому санкирю плотное, светлое с подрумянкой темного тона и с многочисленными движками в виде параллельных линий. Мафорий Богородицы темно-коричневый (бакан), с каймой, украшенной золотым ассистом. По сторонам головы искаженная греческая надпись: «М Р» и «фета r» «…»3. На обороте процветший крест, написанный коричневой краской при реставрации в XIX веке. Доска липовая, шпонка одна, набивная на деревянных гвоздях (сохранились следы от гвоздей). Паволока, левкас, яичная темпера. Крест на обороте написан без паволоки и левкаса. 102 х 85. Собрание А.И. и И.И.Новиковых. Раскрыта в нач. XX в. реставраторами В.И.Шведовым и В.К. Тарыгиным в мастерской Чириковых. Поступила из церкви Успения на Апухтинке в Москве, в 1936.

Не менее познавательны для нас и примечания, написанные авторами каталога.

Примечания

1. Одигитрия (по гречески путеводительница). Изображалась в византийском искусстве с младенцем на руках стоящей, сидящей на престоле и поясной. В поздневизантийском и русском искусстве Одигитрия всегда изображается поясной. На Руси Одигитрия получает распространение еще в эпоху Киевского государства (напр., фресковое изображение в башне Юрьева монастыря в Новгороде, около 1130 г.; икона из церкви г. Торопца, конца XII в.; собр. ГРМ). Позже русские варианты иконографии Одигитрии по месту их создания или легенды об их чудесном появлении получили названия Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская и др.
 
2. Смоленская Одигитрия является наиболее торжественным типом поясной Одигитрии. Богоматерь изображается чуть повернутой вправо к младенцу. Правую руку она держит под грудью, левой поддерживает благословляющего младенца. Голова младенца изображена строго в фас. В его левой руке свернутый свиток. По церковному сказанию древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI в. и с XII в. находилась в Успенском Соборе г. Смоленска. Стоявшая до 1941 г. в Успенском Соборе г. Смоленска, Одигитрия почиталась как первоначальная. Она никогда не обследовалась … В XV в. привозили в Москву, но вернули по требованию жителей Смоленска в 1456 г. В Москве с нее был сделан список. В нач. XVI в. был привезен еще один список из Смоленска (собр. Гос. Оруж. Палаты). После присоединения Смоленска к Московскому государству, в первой четв. XVI в. и особенно после 1525 г., когда в Москве был построен в Новодевичьем монастыре Собор Смоленской Богоматери, иконы типа Смоленской Одигитрии получают широкое распространение под названием «Смоленской Богоматери, или Богоматери Смоленской Одигитрии».
 
3. Вероятнее всего это: Перивлепта, по- гречески «прекрасная» - один из эпитетов Одигитрия. Подчеркну еще раз, что икона Богоматери Одигитрии авторами «Каталога древнерусского искусства» (1963) была причислена к новгородской школе, что все-таки вызывало у них сомнение. Напомню, что в уже упоминавшемся журнале «Церковь» (№45,1908г.) икона Смоленской Божией Матери считалась автором (С.К.), как икона греческого письма 15 века.

Как показало время, более правильную оценку иконы, «написанной по всей вероятности византийским мастером XIV века», дал еще до революции П.П.Муратов («Слово церкви», 1915, №38).

Позднейшие исследования особенностей письма иконы позволили изменить атрибуцию иконы и причислить ее к византийской школе, тем не менее, оставив вопросительный знак. Как доказательство этой точки зрения приведу текст из книги «Древнерусское искусство X – начала XV века». Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания, т.1. М., 1995, стр. 176-177. Автор данного текста Л.И.Лифшиц.
Этот текст важен для нас еще и тем, что автор останавливается на вопросах реставрации иконы в конце XIX - начале XX века и ее сохранности.
82. Богоматерь Одигитрия. Конец XIV века. Византия (?) Дерево, темпера. 102 х 85
Инв. 20001

Композиция традиционная. На Богоматери темно-вишневый мафорий с золотыми звездами на челе и правом плече. С широкой золоченой каймой и бахромой над правой рукой. Чепец синий, на рукаве синего хитона две охряные полосы, украшенные золотом. Младенец в светло-охристом хитоне, покрытом тонким золотым ассистом. Жидкие приплески светов на мафории придают ему холодноватый лиловый тон. Остроугольные края складок отштрихованы мелкими линиями плотных светов (сохранились на складке мафория, покрывающей правую руку Богоматери). В «личном» моделировка велась по сплошно санкирной прокладке оливкового цвета слоями разбеленной охры с подрумянкой. Подрумянка холодного розового оттенка. Характерна манера нанесения охрения тонкими плотными штрихами, а чистых белил более редкими и короткими штрихами. Белила кладутся только на границе теней - на складках, надбровных дугах, в уголках глаз, по линии носа и на подбородке. Нимбы крупные, белые (первоначально золотые?), орнаментированные по краю канфаренным узором в виде точек; на нимбе младенца прографлено широкое перекрестье. Фон белый (первоначально золотой?), на полях киноварная опушь (новая). На тыльной стороне при поновлении (конца XIX в.?) коричневой краской написан процветший крест.
 
Надписи.
 
Новые, уставом, киноварью. По сторонам нимба Богоматери: … Над нимбом Христа: …. В перекрестье нимба: …
 
Сохранность.
 
Доска с тыльной стороны немного стесана. Живопись сильно поновлена. Места утрат прописаны. Покрыты густым слоем олифы. Фон на средине и полях спемзован. Золото утрачено. Крупные вставки реставрационного левкаса по всем полям, на нимбе Христа рядом с буквами, под правым плечом Богоматери и на ее правой руке у бахромы. Узорные контуры нимбов и надписи новые. Почти вся позолота, возможно за исключением небольших фрагментов на хитоне младенца, новая. Поновлены и усилены тени на складках мафория, контурные описи ликов; прописаны глаза Богоматери, опись на теневой стороне носа и губ имеет несвойственный живописи XIV в. темно-красный оттенок. Слои первоначальной живописи различимы на очелье мафория. Справа на плече Богоматери, на ее шее и правой щеке; у младенца на правой руке, шее, местами на лике.

Реставрация.
 
Была раскрыта по данным Н.Е.Мневой в нач. XX в. реставраторами В.И.Шведовым и В.К.Тарыгиным в мастерской Чириковых.
Происхождение. Из собрания А.И. и И.И. Новиковых (церковь Успения на Апухтинке). Москва. Поступление. В 1936 из фондов МОНО. Иконография. Торжественный иконографический тип Одигитрии со строго фронтальным положением сидящего младенца, с взглядами, обращенными к зрителю, был широко распространен в иконописи Византии. На Балканах и на Руси (Кондаков 1914-1914, т.2, с.182-209). На Руси этот извод получил наименование «Смоленская» по месту пребывания древней чтимой. По преданию она была привезена на Русь из Византии в XI в. (Ретковская 1954, с.8, примеч.23, с.34; Антонова, Мнева 1963, т.1, с.90,91).

Выставки. 1971 Токио, Киото (№65) 1974 Рим (№1) 1974 Флоренция (№1) 1976-1977 Беот, Марсель (№1) 1977 Льеж, Брюссель (№1) 1977 Люксембург (№1) 1980 Белград (№1) 1988 Москва 1991 Москва (№50)

Список выставок, на которых экспонировалась икона, дополнен сведениями из книги «Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII – XV веков», М., 1991.

В заключение, поделюсь с читателями фактами, связанными с историей появления данной иконы Одигитрии в храме Успения Пресвятыя Богородицы, что Апухтинке в Москве.

В книге Взорнова Г.И. «Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи» (М., 2006 год), опубликована ранее неизвестная статья «Григорий Осипович Чириков в оценке А.И. Анисимова» (написана в Ярославле, 15марта 1923 года), которая по непонятным причинам отсутствует в личном архиве А.И.Анисимова и была найденная в материалах покойного П.А. Голубцова в Сергиевом Посаде. Как следует из статьи, «с 1903 года Чириков начинает продавать иконы старообрядческому священнику И.П.Носову, у которого в дальнейшем их перекупают другие собиратели: например, греческую Одигитрию (ныне в храме Успения на Апухтинке) и Спаса (ныне в Натальевке у Харитоненко), обе XIV века».

Далее в сноске к приведенному тексту Г.И.Вздорнов пишет, что «упомянутая греческая «Одигитрия» перешла от И.П.Носова к братьям Новиковым, которыми была помещена в старообрядческую церковь Успения на Апухтинке, а затем поступила в Третьяковскую Галерею».
Возможно, так и было.

Анисимова В.Н. (Москва)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2288 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 nimb  
0
Сей праздник - престольный в храме г. Горно-Алтайска.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]