Совсем рядом с церковью Сан-Витале расположен
мавзолей Галлы Плацидии, где находятся древнейшие мозаики Равенны. Они
выполнены век спустя после того, как христианство стало официальной
религией Византийской империи. В них явно прослеживается влияние
искусства Константинополя, с которым Равенна всегда поддерживала
оживленные связи.
Мавзолей
получил свое название в честь Галлы Плацидии (390-450) – дочери
императора Феодосия Великого, сестры императора Западной Римской
империи Флавия Гонория, жены императора Западной Римской империи
КонстанцияIII и матери императора Западной Римской империи Валентиниана III.
Это крестообразное
здание является типичным примером "внутренней" архитектуры, столь
характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный,
неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего
интерьера.
Мавзолей сооружен в технике ломбардской кирпичной
кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное
строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем
подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. Внешнюю
кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные
выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая
аркада"). Внешняя красота здания, так же как и красота человеческого
тела, мало что значила для христиан прошлого, по сравнению с красотой
внутренней, духовной. Ранние византийские храмы можно уподобить
раковинам, непритязательная оболочка которых таит в себе перламутр и
светоносные жемчужины мозаик.
В плане мавзолей представляет собой крест, в месте пересечения основания и перекладины креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Это характерная особенность ранних купольных построек - купол никогда не был виден снаружи.
По
преданию, мавзолей был построен как место погребения Галлы Плацидии, но
на самом деле, Галла Плацидия похоронена в Риме. Большинство историков
считает, что мавзолей - это капелла св. Лаврентия, покровителя
императорской семьи. Он принадлежал к числу популярнейших святых среди
членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла. Поэтому
посвящение ему постройки, предназначенной быть мавзолеем, более чем
естественно. Как по своей архитектурной композиции, так и по тематике
украшающих его мозаик, мавзолей Галлы Плацидии близок к мартириям,
которые были в эти времена излюбленным видом надгробных сооружений.
Тяжелый,
нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь
через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.
Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста)
облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка.
Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками
(люнеты) сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Крупнейший
исследователь византийской живописи В.Н. Лазарев писал: «Входя в этот
небольшой, скудно освещенный интерьер, сразу ощущаешь себя перенесенным
в иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать
необычного и драгоценного». Действительно, стены церкви кажутся
выложенными драгоценными камнями - густо-синими сапфирами,
кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы. Величавые
фигуры в белых одеяниях, переливающихся серовато-зелеными и
голубоватыми тонами, как бы выплывают из густого синего фона.
На
таком же синем фоне купола горят золотые звезды и золотой знак Креста. Своды
покрыты разнообразными декоративными узорами, напоминающими дорогие
ткани и ковры.
Под
куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени
пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.
Центральное
место в мозаиках мавзолея Галлы Плацидии занимает знак Креста, украшающий
купол. Он выступает здесь как символ победы Христа над смертью и
символ его крестных страданий.
Крест окружают звезды и четыре символа евангелистов (на фото - лев, символ евангелиста Марка).
Кресту поклоняются представленные в верхних, больших люнетах по сторонам окон, изображенные в рост попарно, апостолы. Они
воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский
призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми
свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их
поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету
круговое движение. Лишь
верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где
находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.
Навстречу
Кресту шествует и св. Лаврентий, готовый ради Христа на мученичество.
Крест в правой руке св.Лаврентия и изображенный слева шкафчик с
лежащими на его полках четырьмя Евангелиями, вдохновляющими мученика на
подвиг во имя Спасителя, показывают, что св.Лаврентий принял мученичество, подражая Христу и усвоив его учение.Фигура
св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды
не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. Завихрения
складок символизируют душевный огонь, ведущий мученика к огню
физическому (св. Лаврентия сожгли на решетке). Вся эта сложная символика восходит к мартириям с их разветвленным заупокойным культом.
С
последним связаны и такие изображения, как пьющие из чаши голуби и
тянущиеся к небольшому озеру олени, символизирующие алчущие бога души
и напоминающие о проповеди Христа как источнике веры для христиан.
В северном нижнем люнете изображен Христос в образе Доброго Пастыря, вокруг которого по зеленой траве гуляют овцы.
Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Пастырь в золотые
одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь
на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие
императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак
триумфального шествия христианства.
Фигура
Христа показана в развороте: его ноги скрещены, рука тянется к голове
овцы, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен
вдаль - словно Христос, пекущийся о своей пастве, видит другие
необъятные стада «овец Христовых», жаждущих приобщиться к его учению.