Самарское староверие Понедельник, 22-08-15, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Ваша конфессиональная принадлежность
Всего ответов: 2808

Главная » Статьи » Православие в красках » Италия

Мозаики Равенны. Часть 3. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово.

Мы продолжаем рассказ о раннехристианских мозаиках Равенны. Сегодня мы представляем еще одну старинную церковь - базилику Сант-Аполлинаре Нуово. Ее мозаики датированы VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал италийские земли и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом (арианским) и находилась рядом с дворцом Теодориха. После завоевания Равенны императором Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Современное название получила значительно позже - около 1000 г. - когда сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему ранее церкви в порту (ин Классе). Тогда базилика вновь была переименована.

Снаружи небольшой храм имеет вид типичной ломбардской постройки: гладкие кирпичные стены расчленены строгими пилястрами и сдвоенными окнами, имеется просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширная апсида. Нартекс имеет вид открытой аркады.

Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соединенных арками колонн.


Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочетании с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость.


Мозаики базилики, составляющие единый ансамбль, располагаются в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене).

Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающих на престолах с двух сторон базилики.

Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха.

Фрагмент дворца императора Теодориха

В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников.

Изображение мучеников и мучениц намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон.


На изображении отсутствуют тени - фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны.


Во главе процессии мучеников изображен св. Мартин Турский - и не случайно: именно в честь этого святого первоначально была освящена базилика.

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах.


Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов.

Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.

(продолжение следует)

Наш словарик

Базилика (от греч. basilike - царский дом) – первоначально - жилище царя (базилевса); позднее продолговатое здание, которое рядами колонн разделялось на нечетное число пролетов или нефов (3 и 5); средний неф был самый широкий и высокий и заканчивался эстрадой (абсидой). В базиликах производился суд, происходили совещания граждан и пр. При императоре Константине Великом большинство базилик было отведено для христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться базиликами, и образовался особый стиль церковных построек в форме базилик.

Нартекс (позднегреч. nárthex) - притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной нартекс - внешний (экзонартекс) и внутренний. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) -вытянутое помещение, часть помещения: базилики, крестово-купольного храма, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Использованы фото с сайтов:

http://www.classicalmosaics.com, http://www.smirnova.net

http://www.paradoxplace.com, http://artclassic.edu.ru, http://fototravel.narod.ru,

http://www.arthistory.upenn.edu, http://www.moleiro.com, www.formonline.se

© Lars-Olof Albertson 2



Другие материалы по теме
Категория: Италия | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 6828

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2022