Мы продолжаем рассказ о раннехристианских мозаиках
Равенны. Сегодня мы представляем еще одну старинную церковь - базилику
Сант-Аполлинаре Нуово. Ее мозаики датированы VI в.
Базилика
Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в
начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал италийские земли
и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила
придворным храмом (арианским) и находилась рядом с дворцом Теодориха.
После завоевания Равенны императором Юстинианом церковь была
переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Современное название
получила значительно позже - около 1000 г. - когда сюда были
перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из
посвященной ему ранее церкви в порту (ин Классе). Тогда базилика вновь
была переименована.
Снаружи
небольшой храм имеет вид типичной ломбардской постройки: гладкие
кирпичные стены расчленены строгими пилястрами и сдвоенными окнами,
имеется просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и
обширная апсида. Нартекс имеет вид открытой аркады.
Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соединенных арками колонн.
Ряды
колонн в базилике не длинные; это в сочетании с большой высотой нефов
(особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и
легкость.
Мозаики
базилики, составляющие единый ансамбль, располагаются в трех ярусах,
архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и
монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и
мучениц (на северной стене).
Шествие
направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и
Богоматери, восседающих на престолах с двух сторон базилики.
Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха.
Фрагмент дворца императора Теодориха
В
основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения.
Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть
вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики
изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий
хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников.
Изображение
мучеников и мучениц намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни
было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на
воображаемое пространство или среду действия - все свободное
пространство занимает бесконечный золотой фон.
На изображении отсутствуют тени - фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны.
Во
главе процессии мучеников изображен св. Мартин Турский - и не
случайно: именно в честь этого святого первоначально была освящена
базилика.
В
среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и
апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который
олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше
горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы
витают в небесных сферах.
Мотив
райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами
птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов.
Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.
(продолжение следует)
Наш словарик
Базилика
(от греч. basilike - царский дом) – первоначально - жилище царя
(базилевса); позднее продолговатое здание, которое рядами колонн
разделялось на нечетное число пролетов или нефов (3 и 5); средний неф
был самый широкий и высокий и заканчивался эстрадой (абсидой). В
базиликах производился суд, происходили совещания граждан и пр. При
императоре Константине Великом большинство базилик было отведено для
христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться
базиликами, и образовался особый стиль церковных построек в форме
базилик.
Нартекс
(позднегреч. nárthex) - притвор, входное помещение, примыкавшее обычно
к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной нартекс -
внешний (экзонартекс) и внутренний. Нартекс предназначался для лиц, не
имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) -вытянутое
помещение, часть помещения: базилики, крестово-купольного храма,
ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или
столбов.
Использованы фото с сайтов:
http://www.classicalmosaics.com, http://www.smirnova.net
http://www.paradoxplace.com, http://artclassic.edu.ru, http://fototravel.narod.ru,
http://www.arthistory.upenn.edu, http://www.moleiro.com, www.formonline.se
© Lars-Olof Albertson 2