Знакомство с раннехристианскими мозаиками Равенны мы продолжаем рассказом о баптистерии православных, построенном в V в.
Название
"баптистерий православных" не случайное: в Равенне есть еще один
древний баптистерий, арианский. Еще одно название баптистерия
православных, также ставшее почти официальным, - баптистерий Неона,
или баптистерий Неониано. Оно происходит от имени Неона, епископа
Равенны (451-73 гг.), при котором в здании баптистерия
завершились внешние и внутренние работы, и баптистерий приобрел свой
нынешний вид. Именно при епископе Неоне плоское перекрытие крыши было заменено куполом. Тогда же выполнены и мозаики.
Баптистерий (крещальня) православных - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник.
Изначально здесь были
римские термы (бани). Позднее более древняя мраморная отделка была
удачно соединена с византийскими мозаиками.
В куполе, непосредственно над крестильной купелью, - мозаика со сценой Крещения Спасителя (Богоявления). Раннехристианская
иконография Крещения предполагает изображения юного обнаженного Христа,
стоящего по пояс в воде, Иоанна Предотечи справа от Него, и фигуры,
персонифицирующей Иордан.
Мозаика
кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом:
фигуры и разделяющие их элементы являются своего рода радиусами: от
центрального диска словно исходят золотыми лучи. «Свет пришел в мир»,
и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом,
обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга),
обретает в композиции особое значение.
Фигуры
апостолов показаны в движении. Поверхность, по которой ступают
апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий
фон основного изображения. В апостольских хитонах варьируются только
два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь
разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные
ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится
пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив,
застывает неестественно ломкими складками. Лики апостолов внушительны,
каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью.
Богоявление -
это, в первую очередь, истечение света, дарование света. Апостолы
показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет
христианского просвещения - просвещения истиной. От принимающего
Крещение Спасителя (центральный медальон) благодать через апостолов
(радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и
епископские седалища третьего уровня декорации). Пышно плодоносящие
деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ
христианской души, приносящей добрый плод.
Все
здесь весьма продумано с точки зрения архитектурной, причем
архитектурное (колонны) и скульптурное (горельефы с образами пророков)
убранство органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее
как составная часть.
Интерьер баптистерия
поражает своим изяществом и строгой соразмерностью частей, в которой
немало сохранилось от пропорционального строя античной архитектуры.
Стены расчленены с помощью арочек, благодаря чему стенной массив
утрачивает свою тяжеловесность и небольшой интерьер приобретает особо
интимный характер. Главной особенностью интерьера баптистерия
является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на
колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет
самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии
чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки,
обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы.
Горельефы с образами пророков
Роскошное
убранство баптистерия позволяло ощутить особое значение и
торжественность крещения в жизни человека, его неповторимость.
Использованы материалы и фото с сайтов:
http://www.classicalmosaics.com
http://www.smirnova.net
http://www.paradoxplace.com
http://artclassic.edu.ru