В двадцати километрах от города Зарасай и шестнадцати километрах от литовско-латвийской границы расположен второй по величине город Латвии Даугавпилс. Здесь должна состояться наша встреча с известным старовером-иконописцем Николаем Васильевичем Портновым. По дороге Владимир и Екатерина много рассказывали о том, как помог им Николай Васильевич при восстановлении часовни на Дегуцком кладбище. Большое деревянное распятие в часовне сделал он. А теперь Николай Васильевич начал писать для часовни икону Покрова Пресвятой Богородицы. Владимир и Екатерина волнуются: будет ли готова икона к празднику Покрова? Они понимают, что у мастера много заказов, но очень уж хочется, чтобы 18 октября, когда состоится служба, в Покровской часовне была икона праздника. А еще у них масса вопросов в связи с подготовкой к установке Памятного креста: как лучше расположить надписи, как все оформить.
Тем временем мы уже едем по улицам Даугавпилса. Несколько минут - и мы оказываемся у небольшго одноэтажного дома из светло-серого кирпича.
В этом доме - мастерская Николая Васильевича Портнова. Выходим из машины. Испытываю некоторую робость - все-таки сейчас придется увидеть признанного мастера-иконописца. Н.В.Портнов - ученик знаменитого литовского иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. На Соборе Древлеправославной Поморской Церкви в Вильнюсе Николай Васильевич и еще один ученик И.И.Михайлова, Георгий Яковлев из Вильнюса, получили официальное благословение на иконописание.
Видимо, нашу машину заметили, и навстречу нам спешит хозяин. Николай Васильевич встречает нас во дворе дома. Радушный, очень простой в общении человек. В нем нет ничего от мэтра, преисполненного ощущением собственной значимости. Сразу становится легко и просто.
Проходим в дом. День сегодня довольно прохладный, поэтому в доме жарко натоплено. В доме нас тепло приветствует папа мастера. Видно, что он очень любит сына и гордится им, но и сам, так же, как знаменитый сын, прост, доступен и очень радушен.
И вот мы уже в мастерской Николая Васильевича. До приезда в Латвию я видела несколько фотографий иконописца, сделанных в разные годы. Все они были сняты здесь, в этой комнате. Наверное, поэтому возникает ощущение, что эта мастерская уже знакома. Красный угол с иконами, книги, у окна - длинный стол. На столе - всевозможные, разных размеров коробочки и баночки, в них - краски, разноцветные порошки, истолченные минералы, ступки, десятки различных кисточек, лупы, в общем, все, что нужно для работы иконописцу.
В центре стола - икона. Та самая, что пишется для часовни на Дегуцком кладбище. "Еще неделя - и закончу, - говорит Николай Васильевич - в любом случае, к празднику будет готова". Владимир и Екатерина счастливы. Забегая вперед, скажу, что мастер не только успел закончить икону, но и сам привез ее в Дегучяй. На праздничной службе 18 октября в Свято-Покровской часовне пропели величание иконе, а затем, во время крестного хода, Николай Васильевич нес эту икону. А пока мы видим икону еще в работе.
Рассаживаемся. Мы - на диване, хозяин - на своем рабочем месте. Николай Васильевич - еще и прекрасный рассказчик. Он рассказывает о том, как начал рисовать, как в церкви ему посоветовали учиться иконописи и поехать в Вильнюс, как впервые познакомился со своим учителем и написал свою первую икону.
Мастер показывает иконы для храма, которые уже почти готовы. На шкафу лежат заготовки для икон. Частью - это доски для икон, котоые еще должны сохнуть, частью - уже подготовленные для письма.
Николай Васильевич показывает нам старинные прориси, рассказывает о том, как рисунок переносят на икону. Вот будущая икона свт. Николы Чудотворца.
Спрашиваем, сколько же икон написал мастер? "Не считал, - отвечает он, - но где-то около пятисот будет. Жаль только, что не сразу начал делать фотографии готовых работ". Николай Васильевич достает пакет с фотографиями. На цветных фото - иконы его письма. Рассматриваем, фотографируем, надеясь пополнить галерею старообрядческой иконы на нашем сайте.
Спрашиваю, много ли заказов, и от кого: храмов или частных лиц?
- Заказов очень много, - отвечает Николай Васильевич. - Частные заказы делать некогда, слишком много заказов от храмов".
Он перечисляет храмы, над заказами которых работает: они и в Литве, и в Латвии.
"Тяжело одному, - сетует он. - Всем нужно срочно, обижать никого не хочется. Сейчас многие храмы отмечают или готовятся отмечать юбилеи - к празднику им хочется обновить иконостас. А иногда обращаются и по менее радостным поводам. Участились случаи ограбления храмов, порой в храме не остается ни одной иконы. Приходится помогать общинам".
- Нужны ученики, - замечает Владимир.
- Нужны, - соглашается Николай Васильевич и невесело вздыхает, - только вот где их взять - тех, кто действительно хочет научиться? Было тут несколько желающих, - рассказывает он. - Только начинали они не с того: сразу заводили разговор о том, как будем зарабатывать доходы".
Спрашиваем, а как начинал учиться у Ивана Ипатьевича Михайлова сам Николай Васильевич?
"Первые полгода мыл полы, посуду, готовил, убирал, - рассказывает иконописец. - Потом Иван Ипатьевич начал поручать самую простую работу, присматривался... Когда увидел, что у меня что-то получается, стал доверять более сложную работу".
К своему учителю Николай Васильевич относится с большим уважением и искренней любовью. Это видно и по тому, как бережно достает он фотографию учителя с дарственной надписью, и по тому, с какой теплотой вспоминает Ивана Ипатьевича. Фотография И.И.Михайлова - всегда на столе у мастера.
На обороте фотографии - памятная надпись, сделанная И.И.Михайловым
Среди икон в красном углу - икона учителя, ее Иван Ипатьевич подарил Николаю Васильевичу, когда тот начал работать самостоятельно.
В мастерской стоит большая икона свт. Николы чудотворца. Видно, что икона старинная. Ее привезли на реставрацию. Спрашиваем, много ли работы по реставрации икон? Оказывается, мастер с огромным опытом реставрации старинных икон почти перестал заниматься реставрацией. И дело здесь не в отсутствии времени или желания. Просто в последние годы в Латвии государство стало контролировать вопросы, связанные с сохранностью и реставрацией объектов, представляющих культурную ценность. Теперь заниматься реставрацией имеют право лишь лица, имеющие специальный диплом. Понятна забота государства о культурном наследии, но даже самую хорошую идею можно довести до абсурда. Вот и в этом случае: иконописец с огромным опытом, официально благословленный собором Древлеправославной Поморской Церкви заниматься иконописью и реставрацией, не имеет права реставрировать староверческие иконы, потому что должен предъявить официальный диплом. Представить только, если бы в XIX в. староверам-иконописцам для написания новых икон или реставрации старых нужно было получать разрешение Академии художеств!
Так что теперь мастер почти не берется за реставрацию. А историй о реставрации старых икон он может рассказать много. Одна из самых невероятных - о реставрации иконы, по которой проехал трактор. Случилась эта история в одном из староверческих сел. Моленную ограбили, иконы вынесли, но воров стали преследовать, и, убегая от преследования, они выбросили икону в поле. Дело было глубокой осенью, на поле уже не работали, затем выпал снег... А весной тракторист начал вспахивать поле. Вдруг трактор проехал по чему-то твердому. Тракторист машинально обернулся и увидел, что трактор только что проехал по иконе. Тракторист-старовер выскочил из кабины, поднял икону и сразу же повез ее в моленную. Оттуда икону привезли в Даугавпилс. Удивительно, но икона не треснула, оказалась в сохранности. Мастер долго реставрировал ее, и теперь она вновь вернулась туда, откуда была украдена.
Мы еще долго сидим у Николая Васильевича, слушаем его рассказы, задаем вопросы, узнаем много нового...
Вновь возвращаемся к разговору о Дегутях. У Владимира и Екатерины много вопросов по поводу Креста, который будет установлен на кладбище. Они привезли с собой разные варианты эскизов и хотят посоветоваться с Николаем Васильевичем. И вот, эскизы лежат на рабочем столе мастера, мужчины начинают профессиональный разговор.
Я тем временем рассматриваю фотографии, которых здесь очень много. На одной из них - бравый моряк. Это Николай Васильевич в юности, во время службы на Северном флоте, в Заполярье. Рядом - фотографии храмов, почтенных наставников - все это храмы, иконостасы которых отреставрированы мастером либо имеют написанные им иконы.
А обсуждение технических и художественных деталей тем временем продолжается...
И вот, наконец, пора прощаться. Николай Васильевич провожает нас до машины, объясняет, как лучше проехать. Прощаемся, садимся в машину. На душе тепло...
У нас есть немного времени для знакомства с городом. Но, конечно, в первую очередь, нам хочется увидеть староверческие места. Отправляемся в один их городских районов, который называется Новое строение. Там находится крупнейший в Даугавпилсе храм 1-й Новостроенской общины, отметивший днем ранее свое столетие.
Другие материалы из цикла "Путевые заметки":
|