Главная » 2009 » Февраль » 26 » Путевые заметки: Муро-Стревеники. Ч.2
18:16
Путевые заметки: Муро-Стревеники. Ч.2
Осмотрев Стревеникский храм внутри, вновь выходим за Александром Ивановичем Бондаревым на церковный двор. Он увлеченно рассказывает нам об истории храма, о том, как совсем недавно община вела здесь ремонтные работы, о том, что еще предстоит сделать. Обходим вокруг храма, осматриваем его со всех сторон, а затем просим Александра Ивановича рассказать о летнем молодежном лагере. 
 
Опыта проведения молодежного лагеря в Литве не было, поэтому в прошлом году все начинали с нуля. Рассказывает об этом Александр Иванович интересно, живо и с юмором. Но стоит только представить себе, что чуть более полугода назад здесь был требующий ремонта храм да запущенный церковный двор, а требовалось ни много - ни мало организовать чуть ли не на пустом месте лагерь для молодежи, да еще и так, чтобы молодежь эта не разбежалась от спартанских условий и от скуки, - становится понятно, сколько труда и душевных сил за этим легким и веселым рассказом.   
 
 
 
Александр Иванович ведет нас к дому наставника - в нем во время работы лагеря жили девочки. Идем по чудесной зеленой лужайке - такие газоны, должно быть, выращивают много лет. Оказывается, нет - газонную траву посадили здесь весной, теперь еженедельно скашивают, потому и осенью здесь весенняя зелень. Кстати, косить траву приходилось и участникам лагеря - ребята старались, хотя многие впервые держали в руках косу.
 
 
 
 
Тем временем Александр Иванович открывает нам дом наставника. Сейчас в Стревениках наставника нет, его обязанности исполняет встречавший нас у храма Терентий Епифанович Рыбаков. Дом наставника пустует, потому и решили приспособить его под жилье для девочек.
 
 
 
Заходим в дом. Здесь очень просто, аккуратно, комната небольшая, и девочкам, должно быть, было не очень-то и просторно, но зато, наверное, весело и уютно. Во всяком случае, никто не жаловался, а вот желающих вновь приехать сюда - много. В комнате стоит печка-голландка, и у Александра Ивановича есть планы: приспособить дом для богослужений в зимнее время, поскольку храм не отапливается.
 
 
 
На стене, как воспоминание о лете, -  листок с распорядком дня в лагере. С любопытством рассматриваю его. Похоже, скучать участникам лагеря было некогда. Подъем в 8 утра, отбой в 23-00, а между ними - богослужения, хозяйственные работы, учеба, дискуссии, отдых...  Александр Иванович рассказывает, что готовясь к проведению лагеря, организаторы опасались: не окажется ли программа слишком утомительной? В действительности эти опасения оказались напрасными. Молодые люди, напротив, просили, чтобы организаторы лагеря устраивали для них побольше занятий. Пришлось дополнять программу по ходу: благо, в лагерь приехало немало наставников. Кто-то - побыть с молодежью, кто-то - просто посмотреть, как проходит лагерь. Всех их тут же привлекали к работе с молодыми: наставники проводили занятия с участниками лагеря, рассказывали им о богослужении, о Священном Писании и Предании, об истории Церкви. 
 
 
 
 
Беседы и задушевные разговоры порой затягивались надолго, и установленное расписанием время отбоя - 23 часа - большинство участников лагеря встречало здесь, у вечернего костра.
 
 
 
Идем дальше - к небольшому деревянному домику. Это баня, в которой многие участники лагеря-горожане побывали впервые. Топили ее регулярно, здесь же организовали и душевую - силами самих ребят. 
 
 
 
Кстати, местная баня оказалась довольно-таки необычной: камни-валуны здесь уложены не рядом с печью, как мы видели в других деревенских баньках, а прямо в печи.   
 
 
 
 
Проходим дальше... Церковный двор кажется просто огромным, но в дни проведения лагеря он не пустовал: во-первых, здесь была устроена летняя кухня и трапезная, во-вторых, тут же была и спортивная площадка.  За церковным двором - большой красивый пруд. От лагеря его отделяют заросли осоки. Расчистка дороги к пруду - тоже в планах.
 
 
 
 
Но есть планы и более актуальные. Во время проведения первого лагеря ребята ночевали в притворе храма. "Это, конечно, не дело", - говорит Александр Иванович и ведет нас еще к одному строению.
 
 
 
 
Пока это всего лишь сарай, где хранятся дрова и различная утварь. Но у Александра Ивановича большие планы. Он хочет забетонировать и застелить полы, вырезать окна, привести все в порядок и сделать строение обитаемым, чтобы летом ребята могли поселиться здесь.
 
 
 
 
Заходим в сарай... Если бы кто-то другой сказал мне, что его собираются превратить в пригодное для жилья помещение, я бы никогда не поверила. Но Александру Ивановичу почему-то верится без труда. Если человек за каких-то полгода едва ли не на на пустом месте организовал лагерь, собрал единомышленников и благотворителей - с сараем он, точно, сможет справиться.
 
 
 
 
А это - знакомые по многочисленным фотографиям лагеря "скамеечки". Их установили на поляне у костра, где участники лагеря собирались  для занятий, дискуссий и для вечерних посиделок.
 
 
 
 
Вновь выходим на церковный двор и  слушаем рассказ  Александра Ивановича. Он уверен: если не привлечь в Церковь молодежь, староверие будет тихо умирать. К счастью, у него есть единомышленники: и в Высшем Совете ДПЦ Литвы, и среди христиан в общинах. Их труды уже приносят первые плоды: Александр Иванович рассказывает, что по отзывам наставников и просто активных христиан, те ребята и девушки, которые побывали в молодежном лагере, заметно изменились: чаще стали бывать на службах, стали включаться в общинную жизнь, пытаются сделать что-то для храма, для прихода.  
 
Наверное, символично, что последней точкой "староверческой части" нашей поездки стали Муро-Стревеники. За время, проведенное в Литве, я успела увидеть и красивые столичные храмы - в Вильнюсе и Каунасе, и храмы в небольших городках, и деревенские приходы, и сравнительно новые храмы молодых растущих общин, как в Клайпеде, и оставшиеся без прихожан, по несколько лет закрытые храмы, как в Рейстанишках и Аукштакальняй. Мне хотелось понять: каково оно, сегодняшнее староверие  Литвы? Богатая история, роль центра всей Поморской Церкви в годы советской власти, выдающиеся имена - и тишина в течение нескольких десятилетий. О староверии в Литве мы знаем немного - гораздо меньше, чем о староверах Латвии и Эстонии. Мне хотелось понять, что за этой тишиной: тихое угасание или просто желание сосредоточиться на церковном делании, без попыток догнать другие конфессии в их, порой чрезмерной и раздражающей,  социальной и политической активности?  
 
Хотелось понять: живы ли те, прежние, традиции, и есть ли у староверия в Литве будущее? И теперь, проехав по стране и увидев многие приходы, могу уверенно сказать - есть. Да, староверам в Литве нелегко. Не только потому, что в современном мире так много соблазнов и молодым сложно противостоять им. Здесь немало трудностей иного рода: русских староверов в Литве окружает иная культура, иной язык, католическая религия. Опасность ассимиляции, смешанные браки, отъезд молодежи в большие города и за границу - все это сильно осложняет ситуацию. И все же - в храмы приходит все больше молодых. Все чаще появляются такие люди, как Александр Иванович Бондарев, Владимир и Екатерина Абрамовы. Их немного, порой один-два на общину, но они - соль, о которой говорил Христос.  
 
Староверы в Литве живут "негромко": скажем, ни разу я не встречала фотографий председателя ВС ДПЦ Литвы о.Г.А.Боярова в президиумах разного рода общественно-политических мероприятий, либо на совместных мероприятиях с представителями иных конфессий, политиками и бизнесменами,  как его  латвийского "коллегу" о.А.Жилко. Но такая отстраненность и избирательность вызывает, скорее, симпатию и уважение. И мне не раз приходилось убеждаться, что отношение к староверам в Литве со стороны местных жителей - самое уважительное.
 
Так что богатейшие традиции староверия в Литве не исчезли. Пусть с трудностями, Поморская Церковь в Литве возрождается после многих лет политики государственного атеизма. И уверенностью в будущем полны слова Александра Ивановича Бондарева: "В этом году у нас, в Поморской Церкви Литвы, впервые число крещений превысило число погребений". 
 
Сегодня, вспоминая наши встречи в староверческих храмах Литвы, разговоры с наставниками и простыми прихожанами, я понимаю: это - закономерность, а не случайный статистический результат.
 
 
Путевые заметки:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1221 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]